Новые требования в современном образовании

     Современное образование предъявляет новые требования не только к учителю, но и к членам администрации. Учебные завучи обеспечивают эффективность образовательного процесса в школе. Есть много направлений, которые необходимо контролировать. В связи с цифровизацией образования, практически все документы, анализы и отчеты мы перевели в электронный формат. И в этой статье я хочу рассказать о тех разработках, которые были созданы совместно с учителем информатики гимназии 40 Агарковым Н.С.

     Учебная посещаемость, то есть систематическое присутствие учащихся на уроках, очень важная задача в учебном процессе. Ее повышение позволяет улучшить качество усваиваемых знаний. Высокая посещаемость способствует решению ряда организационных задач и создает качественный имидж учебного заведения. Прогулы и пропуски занятий неизбежно приводят к проблемам:
- для самих учащихся – это пробелы и поверхностное изучение материала, дальнейшие трудности при выполнении Сор и СОч и, как следствие, понижение качества знаний.
- для учебного заведения – это проблема сопряжена с тратой административного и преподавательского времени, требует усиления контроля над посещаемостью и успеваемостью.
- для родителей – это вообще может закончиться штрафом. Напомню, что наказание за прогул школьных занятий назначают по статье 127 Кодекса РК об административных правонарушениях «Неисполнение обязанностей по воспитанию и (или) образованию несовершеннолетнего». С 1 апреля 2019 года штраф составляет 3 МРП (ранее – 7 МРП). При повторном нарушении размер взыскания составит 6 МРП либо виновного арестуют на пять суток, хотя и не указано конкретное число пропусков, за которые могут оштрафовать. Однако в Министерстве образования и науки РК разъясняют, что к систематическим пропускам относят отсутствие ученика в школе без уважительной причины в течение 10 календарных дней и более.
     Учёт посещаемости ведут классные руководители и учителя-предметники. Эти данные помещают в информационной системе "Күнделік". Однако она не предоставляет возможность проводить цифровой мониторинг в разрезе дня, недели и месяца.
     Показателем работы учеников и преподавателей, обучающих их, является успеваемость по дисциплинам, что находится в прямо пропорциональной зависимости от процента посещаемости занятий. Как классный руководитель, так и администрация школы заинтересована в том, чтобы осуществлялся непрерывный учет и контроль за их посещаемостью. Обработка таких данных "вручную" является трудоемкой и занимает много времени, поэтому была создана информационная система «Посещаемость».
     Информационная система должна быть по возможности независимой от других программных средств. Таким образом для разработки данной системы был выбран онлайн сервис Google Sheet.
     База данных будет находиться в собственности учебного заведения. Доступ к таблицам класса будут иметь исключительно сотрудники учебного заведения.

     Рассмотрим основные функции решаемой задачи:
1.      Формирование сведений об ученике.
2.      Учет посещаемости занятий в течение четверти.
3.      Формирование сведений о классе.
У каждого класса есть своя Google таблица, в которую классные руководители вносят информацию о классе, а также о пропусках отдельных учащихся. Для удобства классных руководителей форма разделена на четверти и отчеты для этих четвертей. Данная таблица заполняется ежедневно. Классный руководитель имеет возможность ежедневно ставить следующие отметки о присутствии:
•  В случае отсутствия ученика по заявлению родителей или соответствующего приказа, ставится отметка "з" или "п" соответственно.
•  В случае отсутствия ученика по болезни, ставится отметка "б".
•  Если учащийся отсутствует без уважительной причины, ставится отметка "н"
•  В случае, когда ученика забирают с уроков, ему выставляется цифровое количество уроков, которые ученик ПРОПУСТИЛ!!! Например, Иванов ушел с 4 урока, всего уроков в этот день 7. Значит ученик пропустил 4, 5, 6 и 7 уроки, всего 4!
•  Если за определенный день, отсутствующих нет, то над датой в поле "Присутствуют все", необходимо поставить отметку "да"
    Примерный вид заполненного журнала вы можете посмотреть на рисунке ниже.

     При корректном заполнении таблицы вся информации о пропусках попадает в аналитическую таблицу администрации учебного заведения.
     Для анализа посещаемости по четвертям автоматически создаются отчеты, в которых указываются количество пропусков по дням, с учетом пропусков по заявлениям и болезням. Также в отчете ведется подсчет количества пропущенных часов.

     Все данные классов в автоматическом режиме синхронизуются с аналитической формой администрации. В данной форме идет анализ таких данных, как количество пропусков, фамилии и имена учеников имеющие пропуски за разные отчетные периоды.

     Имея опыт классного руководства, я знаю, насколько важно держать на контроле успеваемость каждого ученика. Раньше нам приходилось еженедельно выписывать оценки в дневник учащихся, сейчас такой необходимости нет. Электронный дневник – это новый стандарт информатизации школы. Этот сервис обладает массой возможностей: позволяет родителям оперативно контролировать образовательный процесс своих детей, обмениваться информацией всем участникам образовательной среды. Однако мы проводим анализ предварительной успеваемости для коррекции и выработки дальнейших действий по улучшению качества знаний, и "Күнделік" не предоставляет подобную информацию. Классному руководителю не понятно, каким будет результат ребенка за 7-10 дней до конца четверти. Выйдет ли он отличником или ударников, есть ли предметы, по которым учащемуся необходимо получить высокие баллы для положительного результата.
     Все мы знаем, что качество знаний учащегося формируется лишь после выставления всех формативных оценок, а также баллов за выполненные Сор и СОч. Анализ предварительной успеваемости позволяет классному руководителю и учителям отметить учащихся, испытывающих трудности в обучении по отдельным предметам, взять на контроль отличников и ударников, наметить работу со слабо мотивированными учащимися.
     Для того чтобы не высчитывать качество знаний вручную, была разработана информационная система «Предварительная успеваемость». Данная система настроена на работу с экспортируемыми файлами из электронного журнала «Кунделик». Для этого классный руководитель экспортирует оценки класса, и вставляет эти данные в нашу систему. Далее система в автоматическом режиме обрабатывает полученные оценки и строит отчет, в котором указывает предварительные оценки за четверть с учетом как формативной оценки, так и суммативных работ. Также по предметам строится предварительное качество успеваемости. Кроме того, для удобства классных руководителей строится подробный отчет по предварительной успеваемости каждого ученика, для последующей отправки этого отчета родителям.

     Для любого учебного завуча вопрос качества знаний и его повышения является первостепенным. Очень много сил и времени занимает работа по мониторингу, анализу и коррекции знаний. Один из видов промежуточной аттестации учащихся – директорский контрольный срез, цель которого выявление качества знаний и уровня подготовки учащихся по изученным разделам и темам, ликвидация пробелов в знаниях. Нет единых стандартов для анализа этих срезов учителями и заведующими кафедрой. В нашей гимназии в этом году была использована следующая информационная система, позволяющая учителям в автоматическом режиме определить результаты достижения целей проверочной работы.

     Для этого вначале учитель указывает проверяемую цель, а также указывает предполагаемый балл по этой цели. Далее учителю выставляет полученные баллы учеников за работу. Весь остальной анализ система проводит в автоматическом режиме.
     Для администрации учебного учреждения система выстраивает отчеты по учителям, предметам и параллелям. При этом можно легко отследить цели, по которым необходимо отработать материал, наметить план работы на будущее с конкретными учениками по конкретным целям.

     Как видим, данные информационные системы позволяют оптимизировать процесс, экономить время и предоставлять необходимую информацию для составления отчетов. Ведут к расширению возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации, снижению бюрократической нагрузки за счет автоматизации. Сегодня административный аппарат меняет во многом модель своей работы под влиянием внешних факторов, учитывая современные тенденции и веянья. Мы уверены, что оптимизация рабочих моментов за счет создания подобных систем и разработок, это необходимые условия для достижения цифровой трансформации.

         Заместитель директора по УВР Цой И.В.

Опубликовано: 19 Декабря, 2022 08:49, Просмотров: 590