«Вклад Куляш Байсетовой в культуру музыки 20 века»

Выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова - личность поистине легендарная в Казахстане. Она прожила короткую жизнь - всего 45 лет, но жизнь эта была яркая, озаренная всеобщей народной любовью.




Выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова - личность поистине легендарная в Казахстане. Она прожила короткую жизнь - всего 45 лет, но жизнь эта была яркая, озаренная всеобщей народной любовью. Признание народом таланта и искусства Куляш Байсеитовой как бы "узаконивало" то новое, что появилось в музыкальной культуре в 20 веке. Новые европейские жанры и формы - хоровое искусство, симфонический оркестр, наконец, опера, входили в жизнь кочевой степи не только с помощью композиторов и музыкантов из России, но и талантливых национальных исполнителей. И, пожалуй, негласным, но обязательным требованием к их исполнительскому искусству было создание того единственно возможного творческого синтеза, который мог быть воспринят музыкальным сознанием народа.
Куляш Байсеитова родилась в г. Верном (ныне Алма-аты) в 1912 г. В 1928 году из Кызыл-Орды в новую столицу - Алма-Ату переезжает Казахский драматический театр. Куляш начинает работать в нем уже в 1929 году. В то время театральный вечер составляли небольшие пьесы в первом отделении и концерты с участием певцов, инструменталистов, танцоров из числа артистов театра во втором. Куляш выступает и в спектаклях, и в концертах. Тогда она пела еще в соответствии с национальными традициями женского пения - низким голосом. Но очень скоро стало очевидно, что истинная природа голоса Куляш - высокое колоратурное сопрано. Профессиональные вокалисты-Д.Дианти, З.Писаренко и другие работали над постановкой голоса Куляш. Начиная со спектакля "Шуга" по пьесе Б.Майлина Куляш поет высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения - открытым звуком. Удивительный талант Куляш позволил соединить в органичном синтезе традиции русской вокальной школы и национальные особенности пения.
Успех к певице пришел с первой же постановкой музыкальной комедии "Айман-Шолпан" в 1933 году в Государственной музыкальной студии, где она выступила в роли главной героини. Республика узнала новое имя - Куляш, и народ, опережая официальное признание, дает ей свое "звание" - казахский соловей!.. А вскоре певица получает и свое первое почетное звание заслуженной артистки КазССР (1934).
Поистине историческим событием казахской музыкальной культуры стала постановка первой казахской оперы "Кыз Жибек" Е.Г.Брусиловского. В то время в программках еще указывали, что это - народная музыка в обработке Е.Брусиловского. Музыку первой казахской оперы (в нее вошло более 50 народных песен и кюев) подбирали ее первые исполнители. И среди них - Куляш. Благодаря именно этому образу непревзойденной Кыз Жибек Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства (1936). "Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен ее высокий, легкий и прозрачный голос… Серебристый тембр…, действительно, напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова заслуженно, без малейшей натяжки и преувеличения, получила название "казахского соловья", писала В.Барсова - выдающаяся русская певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра СССР. Ошеломляющий успех певицы получил столь же ошеломляющее признание - совсем еще юной Куляш (ей всего 24 года!) в числе первых в Советском Союзе присуждают высшее звание страны народной артистки СССР!
Талант Куляш Байсеитовой многогранен. Она блистательная исполнительница музыкально-драматических спектаклей, первая казахская профессиональная оперная и первая концертная певица республики. Благодаря Куляш казахский народ познал мировую оперную классику и народную музыку разных стран. Вхождение в мировую культурную среду современники Куляш связывают именно с ней. Ее голос - чистый и полетный, с ярко характерным национальным тембром, столь привычным для казахской степи, смог сделать музыку чуждую и незнакомую близкой и понятной казахскому народу.
Но главным в ее творчестве остается опера. У ее истоков стояла целая плеяда замечательных исполнителей - Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, Гарифулла Курмангалиев, Манарбек Ержанов… Среди них первое место, несомненно, принадлежит выдающейся певице К.Байсеитовой. Она была не столько исполнительницей главных партий, сколько творцом оперных спектаклей, особенно национальных. Память народная до сих пор хранит незабываемые образы Кыз-Жибек, Хадиши, Акжунус, Ажар, Сары, созданные Куляш. Через Куляш казахский народ впервые познакомился и с классическими оперными героинями, принял и полюбил их. "Создаю ли я роль гордой Кыз-Жибек или коварной обольстительницы Акжунус, - говорила певица, - благородной Хадиши или Маро в грузинской опере "Даиси", или трагической Баттерфляй в "Чио-Чио-сане", или гордой Татьяны ("Евгений Онегин") я пою о человеке!"
Правительство высоко оценило заслуги Куляш Байсеитовой. Она дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949), неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета КазССР, была членом комитета по присуждению ГосУД.премий, являлась организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира.
Казахстанцы чтили и чтят память о великой певице: учреждена Государственная премия КазССР им. К.Байсеитовой, одна из улиц Алма-аты и одна из специальных музыкальных школ республики носят ее имя, ежегодно в Казахстане проводится конкурс вокалистов имени К.Байсеитовой, открывшийся в новой столице республике Астане оперный театр, назван именем выдающейся певицы.

В Алма-аты открыли первый памятник Куляш Байсеитовой – в честь столетнего юбилея со дня её рождения. Образ легендарной артистки увековечили в бронзе, а установили монумент в музыкальной школе, названной ее именем.

                                                                                                                                    

Вонгай Анна, 9 «Б» класс.

Опубликовано: 27 Сентября, 2011 07:11, Просмотров: 3818