Что такое архитектура? Это древнее искусство проектирования и строительства разнообразных зданий и сооружений. Оно занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов творчества, принадлежащих исключительно к сфере духовной культуры, архитектура относится одновременно и к духовной, и к материальной культуре. Архитектурные сооружения – это необычное отражение действительности через яркие образы эпохи. Не случайно слово "архитектура "в качестве разновидности строительного искусства имеет альтернативное название – "зодчество". И потому, наверное, архитектуру вместе с литературой относят к числу самых выразительных видов искусства.
Запечатлеть то, насколько значительны, неповторимы и уникальны архитектурные объекты различных уголков мира наши учащиеся от 7 до 17лет смогли в полной мере. И результат своих трудов они представили на выставке "Архитектура глазами детей", организованной Ассамблеей народов Казахстана в Доме Дружбы. Посетители выставки могли не только увидеть работы, выполненные в самых различных техниках изобразительного искусства (батик – роспись по ткани, акварельные рисунки, цветная графика, аппликация, живопись гуашью), но и ощутить, насколько верно утверждение, что "архитектура – это застывшая музыка".
Считается, что искусство архитектуры находится в непосредственной связи с развитием науки. Ведь возведение архитектурных сооружений начинается с чисто технического этапа проектирования – выполнение необходимых расчётов и чертежей. Использование всех средств, которыми обладает этот вид искусства, предопределяет создание архитектурного образа. При этом обязательно учитывают формы, размеры, цвет и отделка здания, поскольку это обусловлено спецификой и назначением архитектурного сооружения. Потому в рисунках Кошмагамбет Газизы (15 лет), Калижановой Екатерины (16 лет), Ли Ясмины (15 лет), Дорошенко Екатерины (17 лет) дома и сооружения, с присущей им декоративной эффектностью, производят величественное и грандиозное впечатление, а вот в росписях по ткани у Есентаевой Жанель (17 лет), Антонюк Веры (16 лет) – изящное, лёгкое и элегантное. В батиках Эттеевой Виктории (14лет) и Якуповой Дианы (14 лет) одни архитектурные шедевры, дополненные более изысканными формами, имеют чёткую симметричную конструкцию, другие же – сочетают в себе различные сложные элементы.
Глядя на работы учащихся 5-7 классов, приходишь к выводу, что по архитектурным сооружениям можно судить не только о характере эпохи, в которой живёт человек, но и об особенностях её материального и духовного бытия, о состоянии мира и нашей республики. Ёмкий и целостный образ облика Казахстана создали юные художники под руководством Шайхеслямовой Д.Т.. Это Хегай Максим (12 лет) с работой "Высотки", Белимова Валерия (12 лет) "Нур - Султан", Торлопова Алина (12 лет) "Айша-Биби", Нуруллаева Аймира (13 лет), Пак Софья (12 лет) "По дороге", Сусузова Латифа (12 лет) "В городе".
Обобщённый художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями строительства, новыми идейно-эстетическими решениями, возникающими в каждую новую эпоху. Однако неизменным остаётся этнический характер национальных строений. Поэтому своеобразным музеем казахского народа можно считать юрту, вся универсальность которой нашла отражение в декоративных поделках учащихся младших классов, выполненных под умелым руководством молодого учителя Түктібаева А.Е..
То, как архитектура решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей, насколько умело и грамотно использует такие выразительные средства, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством, смогли отразить в своих рисунках учащиеся 7-х классов педагога Маркиной А.А..
Архитектура – это важная часть человеческого общества, окружающая нас повсюду. И в ней, одновременно являющейся сложной научной дисциплиной, особенно в связи с многозначностью её природы, весьма существенным оказывается понятие стиля, вбирающего в себя художественную образность и оригинальность. Именно стилевое решение легло в основу работы Ивановой Арины (15 лет), которая была подготовлена под руководством Вольф И.В.. А вот в работах Шубина Руслана (12 лет) и Зайнутдинова Алишера (13лет), выполненных под руководством Меркушкиной А.А., нашёл отражение современный подход к зодчеству, так как построенные объекты обязаны не только соответствовать прямому назначению, принося пользу человеку, но и должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид.
Участникам выставки "Архитектура глазами детей" представилась возможность, проявляя незаурядное воображение, удивительную гармонию восприятия окружающего мира и способность выражать свои чувства в ярких архитектурных образах, изобразить своё видение городов и архитектурных объектов. Если бы архитекторы иногда смотрели на мир глазами детей, наши города были бы намного ярче и красивее...
учитель художественного труда
Вотинцева Татьяна Петровна