Философия современной психологии: самосознание, самосовершенствование, самовоспитание

Истинно счастливый человек – это
 тот человек, который понимает:
всё то, что у него есть, – это
и есть то, что ему надо!
Лев Толстой
Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир.
И.В. Гете

     Так как психология есть наука о разуме и поведении человека, то она изучает, как люди думают, какие чувства испытывают, как они действуют либо взаимодействуют, что их мотивирует на те или иные поступки. Поэтому задача психологов научиться понимать, почему люди действуют опредёленным образом, как любой человек реагирует на окружающий его мир и каким образом социальные, биологические, когнитивные, эмоциональные факторы могут повлиять на это.

     Сегодня уже очевидно, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие личностных качеств, поскольку динамика современного общества преподносит нам перспективу "пожизненного обучения". А современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность обучения. И в условиях нарастающей социальной напряженности заметно возросло значение для каждого уметь управлять собой, используя творческие способности, которые превратились на сегодняшний день в самый ценный капитал. И поэтому весьма актуально теперь звучат слова Платона: "Самая великая победа, которую мы можем одержать, это победа над самим собой".
     В связи с этим, конечно же, возрастает значимость правильного самопознания как своих способностей, так и объективной самооценки, повышается ценность умения пользоваться разнообразными техниками саморегулирования, потому как современная психология исходит из того, что в картину мира, формирующую человеческую психику, включён, будучи носителем сознания, и сам человек. При этом специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: с одной стороны – вовне, на внешний мир, на объект, с другой – оно обращено вовнутрь, на самого носителя сознания, то есть на субъект.
     Ещё одним аспектом, относящимся к составляющей развития личности, является самовоспитание. Однако не все родители, как бы ни прискорбно это прозвучало, могут дать хорошее воспитание своему ребёнку, привить ему трудолюбие, силу воли и тому подобное. А ведь по большей части именно эти качества как раз - таки и относятся к самовоспитанию. И только через самовоспитание каждый может лучше натренировать в себе силу воли. Какой же вывод тогда напрашивается? Если самовоспитание есть развитие личности, а развитие личности – это черта настоящего человека, следовательно – самовоспитание обязательно для каждого.

Невозможно развиваться, самосовершенствоваться, ориентируясь лишь на действие и не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. Да и на самоконтроле далеко не вытянуть. Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшая самооценку и помогая совершенствоваться. А потому постоянное самосовершенствование, развитие индивидуальных потенциальных способностей, использование их в неповторимой творческой деятельности – это и есть реализация своего шанса прожить жизнь наиболее полно и интересно.

педагог - психолог
Похилько Виктория Дмитриевна

Опубликовано: 19 Октября, 2021 05:40, Просмотров: 554