Модернизация системы образования Республики Казахстан

  Мне нравится идея, чтобы постоянно улучшать что-то, даже если уже удалось достичь большого успеха. Я видел много людей, которые останавливались на хорошем или даже среднем, хотя могли сделать гораздо лучше. Если у вас есть время и ресурсы — а у нас всегда есть время и почти всегда есть ресурсы, чтобы что-то хорошее сделать лучшим — сделайте. Проще всего остановиться в какой-то точке и не продолжить, оправдываясь отсутствием денег, времени и так далее. Гораздо сложнее улучшить что-то и вложить все силы, чтобы достичь этого.

Роберт Айгер

    Как и все другие новые независимые республики, Казахстан унаследовал от постсоветского периода хорошую систему образования. По уровню образования и квалификации населения, эффективности учебного процесса, научному потенциалу она превосходила многие развитые страны. Практически поголовная грамотность населения, всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования, бесплатность обучения на всех ступенях, научный характер и фундаментальность образовательных программ, многообразие научно-исследовательских направлений, огромный кадровый потенциал являлись бесспорными историческими достижениями советского периода.
     На новом этапе Казахстан выбрал путь построения государства с рыночной экономикой. На современном этапе структура системы образования в Казахстане включает следующие уровни:
1) дошкольное воспитание и обучение
2) начальное образование
3) основное среднее образование
4) среднее образование
5) послесреднее образование
6) высшее образование
7) послевузовское образование.
       Каждый из уровней имеет своё целевое назначение. Отличительная особенность действующей структуры школы в том, что после трёх ступеней обучение на старшей ступени проводится распределение по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному.
Данная структура школы расширяет возможности вариативного образования путём создания различных типов и видов общеобразовательных учреждений.
     Ориентация современной парадигмы образования на гуманистические ценности, в центре которых – личность ребёнка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности, заставляет систему образования прогнозировать и решать проблемы, связанные с разработкой и реализацией разных форм педагогической, психологической, медицинской поддержки на всех уровнях системы образования.
     Общеизвестно: в истории человеческой цивилизации образование – одна из важнейших разновидностей социальной деятельности, в результате которой осуществляется освоение материальной и духовной культуры, происходит социализация личности как субъекта общественной жизни. Однако новая социальная реальность требует иного качественного образования. Потому стратегическая задача государства на современном этапе – построение эффективного общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Глубинный смысл сегодняшнего образования, в центре которого человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами, состоит в его гуманитарном характере. Гуманитарный взгляд концентрируется на таких сущностных проявлениях человеческой природы, как ценности, личностные смыслы, свобода, ответственность, творчество.
    Образовательная политика Казахстана, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость модернизации в системе образования: ускорение темпов развития общества; расширение возможностей политического социального выбора; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия (в связи с чем особую важность приобретают формы коммуникабельности толерантности); возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их мобильности; возрастание роли человеческого капитала; человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии.
    Потому пришло понимание: будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста – оно всё больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую деятельность.
Основные факторы, формирующие личность

Так как модернизация (от англ. мodern – современный) есть изменение, усовершенствование, то к характерным чертам современного человека следует отнести:
а) открытость по отношению к экспериментированию
б) расширение независимости от авторитетов
в) вера в науку
г) ориентация на мобильность
д) использование долговременного планирования
ж) активность в общественно - политической жизни.
    Однако ведущим фактором в реализации глобальных задач является система школьного образования. По словам Анри Барбюса: "Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать его в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее ". И школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Как писал Эдгар Дейл: "Обучать других и использовать изученный материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо"
    Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно - национальной напряжённости и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий. Нужно в целом изменить подход общества к школе и рассматривать её не только как чисто образовательное учреждение, но и как центр повышения многих социальных проблем.
    В числе основных перспективных задач – улучшение качества образования и условий обучения на селе, переход школьников на обучение по новым государственным стандартам, увеличение интеллектуальных школ в регионах, повышение статуса педагогов, обновление материально-технической базы, увеличение числа школ, имеющих доступ к скоростному широкополосному интернету. Кроме того, необходимо пересмотреть состав учебных дисциплин в школах, средних и высших учебных заведениях. В школах следует ввести преподавание "Основ потребительской культуры", "Основ нравственности", расширить курсы художественного, экологического, психологического, эстетического образования, программ развития духовной культуры. Целесообразно также введение по телевидению специальных образовательных программ по изучаемым предметам.
    В условиях активной модернизации системы образования происходит совершенствование структуры и содержание общего образования. В рамках этого реформирования особая роль принадлежит информационным технологиям. На сегодня это не дань моде, а реальная необходимость. Ведь нынешние ученики растут в новом информационном пространстве, и азы компьютерной грамотности они постигают раньше, чем учатся писать и читать. Их все сложнее удивить старыми приёмами и методами обучения. В результате школьники теряют интерес к изучению учебных дисциплин, что не может не беспокоить неравнодушного учителя. В 2019 -2020 учебном году в связи с пандемией, перейдя на дистанционное обучение, педагогам и ученикам пришлось работать и учиться по-новому. Да и 2020-2021 учебный год мы тоже начинали на дистанционном обучении, во время которого выяснилось: "компьютерные "дети не могут выполнять простейшие задания, не умеют работать в обучающих программах, не знают, как найти нужную информацию. Так что новые условия и парадигма образования требуют пересмотра формального отношения между традиционными формами образования и различными альтернативными типами. А потому необходимо увеличить количество учебных часов по информативно-коммуникационным технологиям, практическим занятиям по темам, которые нужны учащимся и педагогам.
    Тогда в педагогической профессиональной деятельности расширятся горизонты методологии, что скажется на формировании проектно-ориентированного сознания, которое позволит постоянно модернизировать знания, умения и навыки и свободно ориентироваться в новых ситуациях, поскольку традиционное образование не успевает за темпами развития информационных технологий. А вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. При этом переход на 12-летнюю систему образования вовсе не означает продление срока обучения ещё на один год. Система образования очень сложна, и переход должен осуществляться поэтапно. Но уже сегодня следует определить, ученики каких классов будут учиться 12 лет.
   Безусловно, одно из ведущих направлений модернизации отечественного школьного образования – предпрофильная и профильная подготовка. В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе, поскольку профильное обучение – это система специализированной подготовки в старшем звене, ориентированная на индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, а также на преемственность старшей ступени школы с учреждениями среднего и профессионального высшего образования. Основными целями профильного обучения являются: обеспечение возможностей построения и реализации школьниками индивидуальных образовательных траекторий, социализация учащихся в семье, локальных и региональных социумах, углубленное изучение учащимися отдельных дисциплин для подготовки к среднему и высшему образованию. В нашей гимназии частичная профилизация начинается с 8 класса, а до этого с учениками в 7 классе работают психологи. Они, определяя уровень заинтересованности и личностные компетенции, дают рекомендации ученикам, родителям, педагогам по выбору того или иного профиля.  
    Учитель – ключевая фигура в модернизации образования. Его статус педагога определяется высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами, на совершение которых должна быть направлена совместная деятельность всего общества, государственных и негосударственных структур. Поскольку роль современного учителя – это роль проводника в совершенно обновлённом обществе, то необходимо возродить традицию уважения к педагогу. Кроме того, нужна система социальных благ и мер защиты как со стороны государства, так и со стороны общества. При этом педагог должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Поэтому сегодня возрастает роль учителя, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно - экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм учителя, но и его стремление учиться, повышать мастерство. Ведь успешного ученика может воспитать только успешный учитель.
     В соответствии с Посланием Президента К- Ж. Токаева полным ходом идёт модернизация государства. Но она должна начинаться, прежде всего, с модернизации обучения в школе, т.к. дети – будущее Казахстана, им предстоит строить государство и вести его к прогрессу. А педагоги, воздействуя на умы, сознание детей и молодёжи, формируют их отношение к жизни государству, обществу.
    Образование – это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм оставляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь постоянно требует все более хорошо подготовленных людей, так что необходимость модернизации очевидна.
    Модернизация системы образования – это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане, семья, родительская общественность, органы местного самоуправления, профессорско-педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные институты. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы представителями национальной экономики, культуры, науки здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
    Таким образом, модернизация системы образования – это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. И среди них можно выделить основные, относящие к общеобразовательной школе:
– обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
– разработка и принятие государственных стандартов общего образования;
– развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного обучения;
– подготовка, переподготовка, повышение квалификации учителей и руководителей школ;
– развитие школьной инфраструктуры.    

Проблема пересмотра содержания образования очень актуальна как никогда. Период развития мировой экономики, когда её успех определяла немногочисленная элита, закончился. И в наши дни уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования, основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментализацию с обязательным использованием не только межпредметных связей, но и всей социальной сферы государства.

Беляева М.В., директор гимназии №40

Опубликовано: 22 Июня, 2021 05:49, Просмотров: 2946