Движение, ритм, мелодия, шаги...

К Международному дню танца
Движение, ритм, мелодия, шаги,
Вперёд, назад и поворот,
Прогиб, рывок и взмах ноги,
Кто танцевал – тот всё поймёт!
Танец – это несравненно,
 Танец – это навсегда!

     В конце XVIII века француз Жан Жорж Новерр, выдающийся балетмейстер, танцовщик и хореограф, обобщив весь опыт в области хореографии, выделил её основные принципы в книге "Письма о танце и балетах", широко известной и сегодня среди специалистов. Это была первая теоретическая разработка в области искусства танца, и потому по решению ЮНЕСКО с 1982года в день рождения её создателя (29 апреля) весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник – Международный день танца. Это профессионалы "па" и "пируэтов", коллективы народного и современного танца, восточные танцовщицы, степисты и любители красиво двигаться под музыку.

     Международный день танца, не признавая границ, объединяет людей разных национальностей и культур во имя дружбы, любви и мира. Ведь танец – одна из древнейших форм искусства. Он, являясь частью обрядов, помогал выражать эмоции, им отмечали все значимые события. С другой стороны, движения под определённую музыку способны передать настроение, эмоции и внутреннее состояние исполнителя. Как говорил выдающийся американский танцовщик и великий педагог Тед Шон, "танец – единственное искусство, материалом для которого служим мы сами".
     У каждого народа существует свой национальный танец, передающий элементы культуры людей, их традиции и чувства. История казахского танца так же глубока, как и его философский смысл. Это искусство передавалось из поколения в поколение, при этом каждый род имел своих непревзойдённых мастеров. Казахский народный танец отличают экспрессия, живой характер, богатый язык, чувственная пластика рук, невероятная грация, хотя этот танец никогда не имел чётких хореографических правил. Чаще всего он исполнялся в форме вольной импровизации, позволявшей посредством определённого стиля выплеснуть эмоции, "рассказав" о текущем моменте жизни.
     А вот основоположницей казахской профессиональной хореографии считают Шару Жиенкулову, которую по праву называют "бриллиантом" танцевально-пластического искусства. Придуманные и поставленные ею танцы: "Келиншек", "Таттимбет", "Айжанқыз", "Қара жорға", "Қырыкқыз" – вошли в золотой фонд отечественной культуры. Огромный вклад в развитие хореографии внёс и Булат Газизович Аюханов – основатель и бессменный руководитель ансамбля классического танца "Молодой балет Алма-Аты", который с января 2003 года стал Государственным академическим театром танца. Булат Газизович и сегодня передаёт свой огромный опыт танцевальной и педагогической работы молодым артистам балета. В труппе 35 солистов, но при этом каждый имеет собственный концертный репертуар, исходя из своей творческой индивидуальности.
     В середине XX века казахстанские зрители впервые увидели рождение нового ансамбля, переименованного позднее в Государственный заслуженный ансамбль танца " Салтанат" (г. Алматы). Это единственный коллектив в стране, занимающийся интерпретацией казахского национального танцевального фольклора вкупе с многоцветной палитрой танцев народов Казахстана и мира. Государственный ансамбль танца РК "Салтанат" был принят как диво, как новое слово в сценическом воплощении казахского народного танца. Не случайно зарубежные критики утверждают: " Искусство этого коллектива – очень народное в самом лучшем смысле этого слова. В нём органично переплелись глубина традиций, культур и тонус современности". 
     Мир творчества удивителен тем, что в нём нет границ. Если писателю нужен читатель, музыканту – слушатель, то артист танца реализует себя лишь на сцене, на публике. Вот и в нашей гимназии работают замечательные педагоги – хореографы Ботяновская Юлия Анатольевна и Субботина Екатерина Михайловна, создавшие при школе ансамбли "Бәйшешек", "Сюрприз", "Арлекин", "Non Stop". Юлия Анатольевна и Екатерина Михайловна постоянно в творческом беспокойстве и неустанных исканий; в их работе нет места рутине, штампам, застывшим формам. Поставленные ими танцы постоянно шлифуются, углубляются, становясь лучшими номерами. Потому руководимые ими ансамбли уже не раз занимали призовые места в танцевальных конкурсах и хореографических фестивалях.

Благодаря профессионализму педагогов – хореографов, их стремлению к совершенствованию мастерства своих воспитанников, танцевальные коллективы приобретают своё творческое, неповторимое лицо. А синтез народного танцевального фольклора и школы классического танца даёт танцевальным коллективам возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту танцев.

Соколова Татьяна Владимировна
Субботина Екатерина Михайловна
Ботяновская Юлия Анатольевна

Опубликовано: 30 Апреля, 2021 04:51, Просмотров: 6461