В этой статье хотелось бы рассмотреть, как и при каких обстоятельствах сформировалось в первой четверти ХХ века Алашское движение, ставшее национально-освободительным движением против колониальной политики Российской империи. При этом необходимо различать само движение, которое формировалось как движение единомышленников, и политическую партию "Алаш", официально созданную в июле 1917г. на Первом Всеказахском съезде в Оренбурге. Почему же движение и созданная на его основе партия получили одно и то же название – "Алаш"?
Алаш – имя мифического предка казахов. По народным преданиям, именно Алаша - хан являлся первым казахским правителем, потому объединённый им народ и получил имя Алаш. Вот как об этом писал Алихан Букейханов – один из лидеров партии и будущей автономии: " Слово "Алаш" на протяжении веков было боевым кличем казахов". Некоторые историки и учёные считают, что "Алаш" – это самоназвание казахов, ведь их так называли соседи. Со временем название Алаш стало преобладающим. Сохранившись как торжественное и возвышенное имя народа, оно использовалось только в особых случаях.
К началу ХХ столетия с увеличением числа переселенцев уже большая часть территории казахов – собственность Российской империи. При этом коренное население насильственно вытесняется с обжитых земель. Борьбу против такой политики царизма и возглавляет национальная интеллигенция, сформировавшая после Русской революции 1905-1907 гг. Алашское движение. Его программным документом становится Каркаралинская петиция (1905 г.). В конце 1905 г. в Уральске представители пяти областей на созванном "делегатском съезде" приняли решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже будет создана партия "Алаш".
Каковы же причины возникновения Алашского движения? Основными стал не только рост национального самосознания и понимание национальных интересов у формирующегося тогда слоя казахской демократической интеллигенции как самой передовой части казахского народа, но и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма. Участники Алашского движения боролись за права казахов на землю, самоуправление, сохранение языка, национальной культуры и традиций. Деятели Алашского движения входили в состав первых двух Государственных Дум Российской империи, принимая участие в деятельности основных политических партий того времени, как, например, Алихан Букейханов – один из лидеров партии кадетов.
Так как самым острым вопросом был аграрный, то лидеры движения, выступая против переселенческой политики и изъятия земель коренного населения в пользу переселенцев, добивались получения права собственности на землю для казахского населения. Основной костяк будущей партии в 1913г. сгруппировался вокруг газеты "Казах", где в своих статьях авторы издания популяризировали культуру и науку, освещали вопросы истории, поддерживали и развивали литературу на казахском языке.
Поскольку практически все деятели Алашского движения сформировались в российских вузах и учительских семинариях, то власти России полагали: образованные, русифицированные казахи будут способствовать укреплению имперских позиций в регионе, однако на деле вышло иначе. Можно сказать, Россия сама взрастила национал-демократов, хотя об этом неоднократно предупреждали представители консервативных сил. Ещё в1869 г. тургайский губернатор Баллюзек писал генерал-губернатору Крыжановскому: "Выгодно ли вообще государству хлопотать о высоком умственном развитии инородцев? История нам прямо указывает на то, что с пробуждением народов от исторического умственного сна, или, другими словами, с развитием массы в них является сознание своей национальности и стремление к политической самостоятельности ".
Впервые в истории казахского народа Алашское движение озаботилась вопросом модернизации страны. Как пишет в своей статье д. и. н., профессор Д. Аманжолова: "Среди наиболее значимых задач модернизации, составивших программу "Алаш", – трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов и их традиционного хозяйства. То есть определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации". Помимо этого, лидеры движения стремились создать политико - правовую базу для реализации особо чувствительных нужд, запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объёме. В числе главных задач – повышение грамотности, развитие национальной школы; формирование современной общей и политико - правовой культуры, включение как элиты, так и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы; формирование политических партий, общественных организаций, органов управления и самоуправления.
Подводя итоги, можно сказать: политические ориентиры, избранные лидерами Алашского движения в начале XX века, были нацелены на создание казахской автономии и защиту прав и свобод своего народа.
кафедра обществоведческих
дисциплин гимназии №40