Эпистолярный жанр издавна был одним из самых увлекательных, поскольку, читая письма знакомых, друзей или литературных героев, ты как будто погружаешься в потаённые уголки человеческого сознания и соприкасаешься с самыми тонкими душевными переживаниями человека. Вот и герои Ф.М.Достоевского, великого писателя-гуманиста, с удовольствием пишут письма друг другу, делясь сокровенными чувствами, мыслями и желаниями. И ученики 10г класса, изучая роман Достоевского "Преступление и наказание", прониклись сочувствием, глубоким уважением к удивительным героям произведения. Осваивая жанровые особенности письма, десятиклассники попытались представить себя в роли главных героев романа и написать от их лица творческую работу "Письмо Раскольникову на каторгу". Отдельные работы настолько интересны и пропитаны "духом" Достоевского, что хотелось бы познакомить с их содержанием учеников нашей гимназии. А тройка лучших выглядит так: 1 место – Цеховская Татьяна; 2 место – Бондарева Ксения и Сычёв Семен; 3 место – Керимбеков Мирас.
Работа Татьяны Цеховской
Дорогой Родя, это я – мама! На днях вспоминала ваше с Дунечкой детство... Какие же вы похожие! Хотя кто бы мог подумать, что тебе придётся отбывать наказание на каторге, ведь ты всегда был для нас с Дуней последней надеждой. За года разлуки я старалась делать всё, чтобы хоть как-то помочь тебе, мой мальчик, с больными глазами вязала воротнички, косынки и нарукавнички. После твоего прощания я впала в болезнь и до сих пор не могу из неё никак выйти. Знаешь, я чувствовала беду ещё с самого первого взгляда на тебя в Петербурге. И, хотя ты ничего не сказал, знала и понимала: ты, мальчик мой, в большой беде. Но спрашивать что-либо побоялась. А зря... зря я этого тогда не сделала! Я нужна была тебе в тот момент как никогда раньше! За Дунечку не переживай, сейчас она вместе с твоим давним и близким другом – Разумихиным. Тот восхищается ею, даже её бедное платье и скромные наряды кажутся ему идеальными, а она сама в них – прекраснейшим созданием.
Да, сынок, жизнь сыграла с тобой злую шутку. Мне больно думать, каким душевным мукам ты подвергаешь себя. Одно радует, что ты повстречал Соню, чья любовь стала настоящим спасением для тебя. Родя, ты правильно сделал, что именно Соне открыл свою страшную тайну – её любовь, возродив тебя, воскресила к новой жизни. Конечно, каждый человек заслуживает второй шанс – только получить его может не всякий. Бог даёт его лишь тому, кто осознал свою ошибку и раскаялся. Надеюсь: ты сможешь им воспользоваться. Родя, бесценный мой, обнимаю тебя крепко-крепко, целую бессчётно и благословляю тебя по-матерински. Прощай, или лучше – ДО СВИДАНИЯ!
Твоя любящая мама
Работа Семёна Сычёва
Милый мой Родя, вот уже месяц, как я не беседовала с тобой, от чего сама страдала и иную ночь не спала, думая о тебе. Но, наверное, не обвинишь меня в этом невольном молчании. Ты ведь знаешь, как люблю тебя; ты один у меня и у Дуни; ты наша надежда, упование наше. Каково же было мне, когда узнала, что ты, переступив черту, убил человека. Это тяжело, но знай: для нас с Дуней ты всегда будешь нашим Родичкой, добрым мальчиком, который помог Мармеладовым, едва зная их, спас детей из пожара и постоянно делился последним с нуждающимися. Мне кажется: ты заблудился в своих мыслях, и они же заставили тебя поверить, что ты способен на убийство.
Родя, дорогой сын мой, исказнил ты сам себя. И, чтобы покаяться в грехах и воскреснуть, ты отправился на каторгу. Надеюсь, тебя исцелит не она – нет, а любовь Сонечки. А вот за нас не беспокойся, Бог бережёт. Кстати, Дунечка вышла замуж за Разумихина. После грустной и тихой свадьбы твой друг, как и планировал, вернулся к учёбе, а Дуня уговорила Дмитрия скопить деньги и перебраться в Сибирь, к тебе поближе. До свидания, обнимаю тебя крепко-крепко и целую бессчётно.
Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова
Работа Ксении Бондаревой
Здравствуй, дорогой Родион!
Пишет тебе твой давний друг Разумихин. Помню, были мы с тобой бедными студентами, живущими в очень скромных условиях. А теперь... вышло так, что ты отбываешь своё наказание на каторге. Кто бы мог подумать! Сколько тебя помню, ты всегда был самолюбивым, знающим себе цену, угрюмым, мрачным, гордым человеком, но при этом великодушным и добрым. Несмотря на все недостатки, я всегда считал (да и буду считать) тебя отличнейшим человеком. Да, Родион, твоя жизненная линия зашла в тупик, из которого практически нет выхода. Ты теперь подвергаешь себя таким душевным мукам, что думать об этом больно. Но ты правильно сделал, что признался всё-таки в убийстве, ибо каторга не наказание, а спасение от душевных терзаний. Она единственный выход из тупика, в который ты сам себя завёл. Поверь, это справедливый итог твоего жестокого протеста. Надеюсь: ты действительно до конца осознал свою ошибку, и каторга – насколько это возможно – очистила твою душу и совесть. Знай: жизнь даёт шанс даже оступившемуся, но непременно раскаявшемуся человеку. Я верю: ты сможешь использовать тот шанс, о котором я тебе говорю, ведь преграды и сражения нашей жизни нужны (даже те, которые мы проигрываем) для того, чтобы чему-то нас научить. Все в твоих руках, секрет удачи прост: не сдавайся! Считаю: тебе повезло, что на твоём пути встретилась Соня Мармеладова. Её любовь стала тебе спасением. Она помогла тебе примириться с собой, чему я рад. Я, как и обещал, взял на себя заботу о твоей семье, а спустя 2 месяца Дуня стала моей женой. Что ж, пора прощаться, мой милый друг.
С пожеланиями счастья твой друг
Разумихин Дмитрий Прокофьевич
Работа Мираса Керимбекова
Привет, друг мой Родион! Мы знакомы уже три года и столько же дружим, хотя сейчас не можем даже увидеться... А так хочется вспомнить былые времена! Да, мы с тобой по-разному преодолевали жизненные трудности: у тебя тоска и апатия закончились совершённым тобою убийством, я же не унываю, ищу способы заработать немного, чтобы вернуться к учёбе. Я считал тебя не только угрюмым, мнительным, мрачным, надменным человеком – для меня ты был ещё великодушным и добрым одновременно. Мне казалось: ты и сам не раз замечал, что я не одобрял твою меланхолию и апатию. Однако, несмотря на все недостатки, я считал тебя отличнейшим человеком. К тому же, сблизившись, мы понимали друг друга...
Теперь о твоих близких... Твоя мама и Дуня очень волнуются и переживают. Я понимаю, что они чувствуют, ведь ты для них опора и самый близкий человек. Дорогой Родион, у меня есть для тебя прекрасные новости. Во-первых, я женился на Дуне. Кроме того, мы планируем перебраться в Сибирь, чтобы быть ближе к тебе. Помнишь, однажды ты сказал, что рядом со мной будто оживаешь, возрождаясь, несмотря на то, что не в состоянии до конца избавиться от страшного чувства вины за убийство. Думаю, наша дружба будет иметь продолжение. Я счастлив сказать, что у меня есть такой друг как ты, Родион!
Разумихин Дмитрий Прокофьевич