Можно коня привести к воде,
но нельзя заставить его пить.
восточная мудрость
Единое национальное тестирование, основанное на тестовых технологиях, требует специальной предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Специалисты считают: повышают эффективность подготовки к экзаменам и психотехнические навыки при обучающем тестировании. А это позволяет более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизоваться в решающей ситуации, овладев собственными эмоциями. Учебные тестирования и тренировки в выполнении тестовых заданий дают возможность реально повысить тестовый балл на ЕНТ. Во время обучающего тестирования у школьников формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не тратит время на понимание инструкции к тестовым заданиям, что позволяет ему сосредоточиться на содержании задания и подготовке ответа на вопрос.
На ЕНТ оценки школьников – это комплексный показатель совместной деятельности учителей, учащихся и родителей. И не секрет, что успешность сдачи ЕНТ во многом зависит от настроя и отношения учителей и родителей на этапе подготовки выпускника к экзамену. Но учитель может научить, но не выучить вместо школьника! Некоторые практические советы учителям и родителям мною сделаны на основе обобщения и анализа опыта проведения ЕНТ в течение нескольких лет.
Заранее при подготовке по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь распределять его, формируйте навыки и умения концентрироваться на протяжении всего времени тестирования. Это не только придаст спокойствие, но и снимет излишнюю тревожность.
Ознакомьте школьников с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно полностью разобраться в материале, а перед экзаменом просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно при самостоятельной работе делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы или определения можно, записав на листочках, вывесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Немаловажное значение имеет тренаж именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов.
Помогите распределить темы подготовки по дням.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите за тем, чтобы никто из домашних не мешал выпускнику при выполнении заданий.
Обратите внимание на питание детей: во время интенсивного умственного напряжения им необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Известно, что рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Не повышайте тревожность детей накануне экзамена – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей. Но если взрослые в ответственный момент справляются со своими эмоциями, то дети именно в силу возрастных особенностей могут эмоционально "сорваться". Поэтому главная задача родителей – снизить напряжение и тревожность, обеспечив подходящие условия для занятий и подготовке к ЕНТ.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте уверенность детей в себе, так как чем больше они боятся неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Учите воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательным и организованным.
Наблюдайте за самочувствием ребёнка, поскольку никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением или изменением самочувствия.
Контролируйте режим подготовки детей, не допускайте перегрузок, объясните, что необходимо чередовать занятия с отдыхом.
Накануне экзамена ребёнок должен как следует выспаться.
Обязательно дайте на экзамен часы, чтобы выпускник имел возможность контролировать ход своей работы.
Внушайте детям мысль, что количество баллов не является единственным измерением их возможностей. Помните: только Ум, Уверенность, Удача, принесут ребёнку Успех.
Скопинцова Юлия Валерьевна,
заведующая кафедрой психологии и самопознания