Судьба, как ракета, летит по параболе

12 мая 87 лет со дня рождения исполняется одному из наиболее известных поэтов-шестидесятников - Андрею Вознесенскому (12. о5. 1933- 1.06.2010), получившему широкую популярность во время хрущевской оттепели. Он был учеником не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов –  Семёна Кирсанова. Его творчество не слишком одобряли власти, но, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Андрей Вознесенский вошёл в историю как уникальный поэт, стихи которого были необычайно яркими, насыщенными метафорами.

     Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве. Но первые годы своей жизни прожил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, он вместе с матерью оказался в эвакуации в Кургане. Вспоминая эту пору, Андрей Андреевич напишет позднее: "В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая  добрая это была дыра".
     После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, и Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Будучи большим поклонником творчества Бориса Пастернака, Вознесенский-шестиклассник отважился послать ему свои стихи. Маститый поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил того в гости. Это событие определило дальнейшую судьбу Андрея Вознесенского. Дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Борис Пастернак щедро делился, – всё это было бесценно для начинающего поэта. Именно Пастернак настоял на том, чтобы А.Вознесенский стал студентом архитектурного института, опасаясь, что в литературном вузе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Андрей Вознесенский, получив диплом Московского архитектурного института, навсегда расстанется архитектурой, отметив это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!.."
     Его вступление в литературу с позиций того времени было "внезапным, стремительным, бурным и неслыханно дерзким". Уже в 1958 году были опубликованы первые стихи А.Вознесенского, отличающиеся экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. А в 1960 году почти одновременно выйдут два сборника: "Парабола" (в Москве) и "Мозаика" (во Владимире). Они сразу привлекут внимание, поскольку поэт позволил себе критиковать власть и политический строй. После выхода таких стихов А.Вознесенский становится неугодным, его произведения называют "неформатом". Вознесенского  критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу личности и творчества поэта. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.
     В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подвергнет поэта резкой критике, в запале крикнув: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Однако, несмотря на временные трудности и опалу, тиражи его книг достигали 200 тысяч экземпляров. Обычным читателям нравились стихи А.Вознесенского, потому что они были точны и правдивы.
     В 60-70-е годы во многих городах мира проходят авторские вечера Андрея Андреевича. Он выступает со своими стихами в Польше и США, Париже и в Мюнхене, совершает поездки в Италию, Францию, Канаду, Австрию, Болгарию и Мексику. Впечатления от этих путешествий выльются в сборники "Антимиры", "Ахиллесово сердце", "Тень звука", "Взгляд", "Выпусти птицу!", "Дубовый лист виолончельный", "Витражных дел мастер", "Соблазн". А поэтический сборник "Антимиры" послужит основой для знаменитого спектакля Театра на Таганке.
     Андрея Вознесенского по праву называли "голосом эпохи": он первым придумал подавать поэзию не только как текст, но и вместе с образом поэта. Потому-то брал специальные уроки художественного чтения, чтобы подача была ярче и выразительнее. Однако кроме стихотворений Вознесенский оставил своим читателям 8 поэм, среди которых особо значимыми признаны "Оза", "Ров", "Лонжюмо". В начале 1980-х годов Андрей Андреевич обращается к прозе и публикует сначала повесть "О", затем "Прорабы духа". В 1990 году выходит "Аксиома самоиска", а ещё через год – "Россiя, Poesia".
     Поэзия Андрея Вознесенского всегда пользовалась большой популярностью. Многие песни, написанные на его стихи известными композиторами, стали настоящими хитами: "Подберу музыку", "Плачет девочка в автомате", "Верни мне музыку", "Танец на барабане", "Песня на бис". Но по сей день главным шлягером советской эпохи считается "Миллион алых роз", где в стихотворной форме пересказана новелла Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. А рок-опера "Юнона" и "Авось", созданная Алексеем Рыбниковым на либретто поэта и поставленная ещё в 1981году в Московском Ленкоме, до сих пор не сходит со сцены.

В последние годы жизни Андрей Андреевич Вознесенский, перенеся две операции на сердце и три инсульта, тяжело болел. И даже перед самой кончиной он, потерявший голос, тихонько нашёптывал жене своё новое стихотворение.

Дарья Калита 11"А"
Дмитрий Пак 11"А"

 

Опубликовано: 12 Мая, 2020 06:50, Просмотров: 12793