Каждый художник тем и силён, что не похож на других

19 апреля исполнилось 118лет Вениамину Александровичу Каверину (1902-1989), писателю и сценаристу, известность которому принёс приключенческий роман "Два капитана". Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним в честь гусара, дуэлянта и разгульного кутилы Петра Каверина, выведенного под своей фамилией в "Евгении Онегине". Однако вместе с псевдонимом В.А. Каверин унаследовал от прототипа ещё прямоту и нежелание идти на компромиссы.

     Вениамин Каверин родился в Пскове, куда с женой и тремя детьми из Выборга перебрался его отец, капельмейстер Омского пехотного полка. Вспоминая детские годы, писатель назовёт свою семью хотя и сложной, но по-своему замечательной, очень заметной в провинциальном городке. Мама, Анна Григорьевна, выпускница московской консерватории, энергичная и интеллигентная, организовывала для псковичей концерты известных музыкантов, певцов и драматических артистов. Благодаря ей дети умели играть на разных инструментах и много читали.
     После 6 лет учёбы в псковской гимназии будущий литератор отправился с братом Львом в Москву, взяв с собой тетрадь со стихами, две трагедии и рукопись первого рассказа. В Москве Вениамин окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Но через год Вениамин Каверин по совету Юрия Тынянова перевёлся в Петроградский университет, параллельно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. В Петрограде увлекается немецкими романтиками, ходит на лекции и семинары, заводит знакомства с молодыми поэтами, пробует писать стихи. Когда Дом литераторов объявит конкурс, то Каверин, решив продемонстрировать свои таланты, представит свой первый рассказ "Одиннадцатая аксиома", который получит одну из шести премий. И хотя рассказ не будет опубликован, однако начинающего писателя отметит Максим Горький.
     Важную роль в дальнейшем творческом формировании сыграет участие в литературной группе "Серапионовы братья", куда входили В. Иванов, К. Федин, Е. Полонская, М. Слонимский, М.Зощенко и другие. В 1923г. в творческой биографии молодого прозаика произойдёт знаковое событие: В. Каверин издаст первый сборник рассказов "Мастера и подмастерья". Следивший за творчеством молодого дарования М.Горький назовёт его "оригинальнейшим писателем" и посоветует беречь свой талант. 
     В начале 30-х В.Каверин увлекается написанием пьес, некоторые имели успех, их ставят именитые режиссеры, Вс. Мейерхольд предлагает сотрудничество. Но Каверин признаётся, что "с ремеслом драматурга не в ладах", поэтому полностью сосредотачивается на повестях и романах, поставив перед собой задачу: выработать собственный литературный стиль. И первым таким произведением стал роман "Исполнение желаний", за ним последовал другой – "Два капитана".
      Во время войны Каверин – корреспондент газеты "Известия", и пережитое находит отражение в книгах. В 1944г. опубликована последняя часть "Двух капитанов", удостоенная Сталинской премии и ставшая самым известным произведением прозаика, хотя Вениамин Александрович умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Неизвестно, как сложилась бы судьба писателя, не напиши он это произведение. Вполне возможно, что В.Каверин разделил бы участь старшего брата, академика Льва Зильбера, трижды побывавшего в лагерях.
      В 1947г. писатель, покинув Ленинград, поселился в Переделкино (Подмосковье), где трудился над трилогией "Открытая книга". Первый том (1948год) о становлении микробиологии понравился читателям, а вот критики и коллеги-литераторы объявили его "враждебным социалистическому строю". Спустя 8 лет в альманахе "Литературная Москва" вышел второй том трилогии. Поскольку времена изменились, то продолжение романа встретили спокойно. Из поздних произведений Каверина необходимо отметить поразительно искренний роман "Перед зеркалом", автобиографическое повествование "Освещённые окна", сборник статей и воспоминаний "Вечерний день", замечательную сказочную повесть "Верлиока", книгу воспоминаний "Письменный стол".
       В 1960-е годы В.А.Каверин давал о себе знать не только произведениями, но и выступлениями в защиту гонимых художников. Добивался литературной реабилитации Ю.Тынянова и М.Булгакова, подписал обращение в защиту А.Синявского и Ю. Даниэля, выручал опального М.Зощенко, называя его одним из лучших писателей современности, выступал в защиту А.Солженицына. В последние два года жизни Вениамин Каверин помогал с изданием альманаха молодых писателей "Весть", где впервые было напечатано ставшее знаменитым произведение Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки". Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности, что все замыслы получится осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о Ю. Тынянове "Новое зрение", дружбу с которым Вениамин Александрович пронёс через всю жизнь.

Кто-то очень верно подметил: "Каверин – из тех людей, кого литература сделала счастливым: он всегда увлечённо писал, всегда с удовольствием читал других". Может быть, именно эта сосредоточенная погружённость в книги, архивы, рукописи позволила ему в самые жестокие годы "оградить своё сердце от зла и остаться верным друзьям и себе самому. И потому в его сочинениях, в которых добро всегда – чётко и ясно – отделено от зла, мы обнаруживаем мир несколько книжный, но чистый и благородный" (Е.Л.Шварц).

библиотека гимназии №40

Опубликовано: 20 Апреля, 2020 06:11, Просмотров: 11380