Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Эдуард Асадов
Сегодня детские и семейные психологи утверждают: дистанционное обучение – серьёзный вызов для детей и родителей, жёсткий тест на степень самостоятельности и ответственности школьников, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной деятельности. При этом дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность (особенно для старшеклассников) учиться самим быстрее, чем в школе. В этих условиях хочу дать родителям несколько практических советов.
1. Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы школьник сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет, а что может помешать. Пусть он напишет своё намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от внешней системы управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых.
2. В конце каждого дня подробно обсуждайте с детьми, что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращённые к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось. В свою очередь давайте детям развёрнутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребёнка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий.
3. Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить "видеофильм" завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, фиксирующий окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который он может заниматься чем угодно.
4. Безусловно, без внешних стимулов и санкций, согласованных с детьми, не обойтись. Например, пятиклассник договорился с родителями, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о чём он мечтал давно. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один день. Рвение к учёбе волшебным образом выросло.
5. Очень важна правильная организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, а мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребёнок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате.
Конечно же, дистанционное обучение имеет и свои несовершенства. Одним из них является то, что детям нужны дисциплина и контроль. Онлайн - обучение требует самоорганизации, но, если поразмыслить, минус превращается в плюс, так как развитие самодисциплины и ответственности – хорошая подготовка к будущей жизни.
педагог - психолог
Шахова Анна Валерьевна