С 6 апреля школьники начнут осваивать учебные предметы дистанционно. Родители при этом будут вынуждены взять под контроль домашний учебный процесс. Как взрослые могут облегчить себе и ребёнку новый режим? Кафедра психологии гимназии № 40 подготовила памятку для родителей, чьи дети переходят на дистанционное обучение. Представляем её вашему вниманию.
1. Прежде всего, не нарушайте и поддерживайте для себя и ребёнка привычный распорядок и ритм дня: время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, "переменки" и прочее. Помните, пожалуйста: резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребёнка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
2. Родителям и близким школьника очень важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему, так как эмоциональное состояние детей напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает: потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции. И это нормальный процесс.
3. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и её рисков. Не смакуйте подробности "ужасов" из интернет - сетей!
4. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, получаемых от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь исключительно на официальную информацию, которую получаете от классного руководителя и администрации учебного заведения. Знайте: и школе нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие папы и мамы уже используют эти платформы (Zoom, Coursera, Google Classroom, Hangouts, Kundelik, Moodle), поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.
5. Родные школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют "освоить" некоторые из них вместе с детьми. Например, можно задать ребёнку вопросы, поучаствовать в дискуссии – тогда урок превратится в увлекательную и познавательную игру-занятие. Для детей – это возможность повысить мотивацию, для родителей – лучше узнать и понять своего ребёнка.
6. Во время вынужденного нахождения дома Вам и детям важно оставаться в контакте с близким социальным окружением посредством телефона, мессенджера, однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1-2 раз в день (например, утром – после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое – и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
7. Для общения с близкими посоветуйте детям избегать социальных сетей, переполненных не только "информационным шумом", но и нередко дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Старайтесь избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1-2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и заходить в него, читая сообщения, лишь при необходимости.
8. Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребёнка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Ведь главная идея состоит в том, что пребывание дома – это не "наказание", а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
9. Находясь дома, школьник может продолжать общаться с одноклассниками и друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов, к примеру, позитивных мемов или иных позитивных активностей. А можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую их тему: спорт, музыка, кино, кулинария.
Самое трудное – первая неделя, когда школьникам и вам нужно привыкать к новшествам. Но на второй неделе домашнего обучения у вас уже не должно быть серьёзных проблем. Главное – создайте подходящую рабочую атмосферу.
Скопинцова Юлия Валерьевна,
заведующая кафедрой
психологии и самопознания