Уважаемые родители! Многие из этих советов применимы даже к детям дошкольного и младшего школьного возраста, пока ещё не поздно воспитывать, закладывая крепкую основу здоровых отношений между родителями и детьми. И если в своём ребёнке вы выявите хотя бы капельку хорошего, а затем будете опираться на это хорошее в процессе воспитания – получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей
Подростки (особенно девочки), обсуждая поведение, поступки, внешний вид мам, пап, учителей, знакомых, постоянно сравнивают. В какой- то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас либо приятным, либо не очень. Поэтому, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Самое важное во взаимоотношениях с детьми – взаимопонимание
Хотите установить взаимопонимание? Проявляйте инициативу и не таите обид. Хотя не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребёнка, так и противиться им. А если не можете или не считаете нужным выполнять желание, постарайтесь объяснить. Главное – разговаривать с детьми, рассказывать о своей работе, обсуждать с ними их дела, знать их интересы, заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать: вы их любите, поэтому в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, не боясь насмешек или пренебрежения. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определённых недостатках (поверьте, они-то есть у каждого!) у них имеются свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать позицию уверенности у ребёнка. И помните: только сотрудничество, терпение, заинтересованное участие могут дать положительный результат.
3. Удивляйте!
Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на детей, чем долгие нравоучительные беседы. Что привлекает подростков во взрослом? Знания. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум. Именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения. Папа может починить телевизор или проводку, умеет водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки. Внешний вид. Хотя его в большей мере ценят девочки.
4. Вы хотите, чтобы ваши дети были крепкими и здоровыми?
Научитесь сами и научите детей основам знаний о своём организме, способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – "скорая помощь" в тех случаях, когда организм не справляется сам. Ещё Тиссо утверждал: "Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения". Поэтому научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, поскольку они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы, – вот главное. При этом физические да любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям. Физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, помогут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать детей от физкультуры – это не принесёт им временного облегчения в напряжённой школьной жизни. Даже если у ребёнка хроническое заболевание (тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, но только по спецпрограмме. Надобно, чтобы дети понимали: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю проводите со своими детьми?
По данным соцопросов, взрослые в среднем посвящают детям не более 2 часов в неделю! Скажите, как в этот промежуток вместить всё: и разговоры по душам, и поездки и на природу, и чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, вынужденных проводить на работе весь день для наполнения бюджета семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушка и дедушка, а если их нет? Тогда следует продумать, чем займётся ребёнок в свободные от учёбы и приготовления уроков часы. Пусть у него будет свобода в выборе занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6.Научитесь вместе с ними выезжать на отдых, ходить в походы
Какой восторг испытывает ребёнок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка хлеба, найденного в пакете после возвращения из похода, где вы вместе собирали грибы. А день, проведённый в гараже с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом "крутом" аттракционе. Только не пропустите момент, пока это заинтересовывает детей. Это касается также привычки к домашним делам. Маленькому интересно порой самому помыть посуду, помочь почистить картошку, испечь с мамой пирог. И это тоже возможность слушать, разговаривать, рассказывать. Пропустили такой момент, "уберегли", чтобы не пачкал руки, не мешал – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избегать разговоров с детьми на некоторые темы
Уклончивая, искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. Но в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучшее решение – дать простые, прямые ответы на вопросы детей. Стало быть и самим родителям надо всесторонне развиваться как в области своей специальности, так и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции как психологические (закаляют душу, делая её более чуткой), так и материальные (учат находить выход). Для успешного развития детей полезно иногда отказывать им в чём-то, ограничивая их желания, подготавливая таким образом детей к преодолению подобного в будущем. А умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. И роль взрослых – научить детей противостоять действительности, а не убегать от неё. Отгораживая детей от реального мира, пускай даже с самыми благими намерениями, родители лишают их возможности приобрести жизненный опыт и найти свой путь. Не лгите детям, хотя это и продиктовано лучшими убеждениями, заботой об их спокойствии и благополучии. Тому, кто обманул раз-другой, потом доверие восстанавливать придётся долго и трудно.
Сегодняшние подростки живут в очень быстром мире, в котором самый важный навык – адаптивность. Это поколение, с одной стороны, хорошо видя разницу между авторитарностью и авторитетностью, идёт за авторитетами. С другой – оно более тревожно, и взрослым важно своей стабильностью помочь им хотя бы в подростковом возрасте опереться на нас, когда наше присутствие, наша устойчивость создаёт для них ощущение безопасности. И не сравнивайте их с собой, они действительно другие, они отличаются от нас.
педагог - психолог Минченко Дарья Игоревна