Дарить детям добрую жизнь

Учителя, которым дети обязаны воспитанием,
почтеннее, чем родители: одни дарят нам
только жизнь, а другие – добрую жизнь.
Аристотель

Существует много профессий, призванных изменить ребёнка в лучшую сторону: врач корректирует тело, а преподаватель математики развивает ум, психолог исцеляет душу. Работа с детьми – самая важная, интересная и продуктивная деятельность для педагога. А есть ещё один человек, который не только в силу приобретенной профессии работает с детьми, но и помогает детям в их развитии. Это классный руководитель.

     Именно классный руководитель формирует и гражданскую позицию, и чувство патриотизма ребят своего класса. Для того, чтобы успешно справиться с этими задачами, он должен сам обладать качествами, которые позволят ему выступать в разных ролях: быть профессионалом со знанием различных методик управления коллективом; лидером, за которым пойдут, который сможет увлечь, зажечь искру желания менять этот мир и меняться самому; интересной личностью, кто понравится ребёнку, на кого ему захочется быть похожим. Классный руководитель должен быть, во-первых, близким человеком, кому сможет открыться ребёнок в трудный момент жизни, а во-вторых, единомышленником для родителя, чтобы эти два социальных института, формирующих личность школьника, а именно семья и школа, работали сообща.
     И в попытке сочетать в себе эти качества классный руководитель должен постоянно работать над собой. Как бы то ни было, однако, чтобы привить дисциплину ученикам, надо самому быть ответственным человеком; чтобы находить подход к разным детям, надо самому расти профессионально; чтобы привить ребёнку доброту, порядочность и такт, классному руководителю нужно не только обладать этими качествами самому, но и быть искренним, открытым, избегая малейшей фальши в словах и поступках. Ведь дети на интуитивном уровне почувствуют малейшее лукавство со стороны взрослого. А самое главное – классный руководитель должен участвовать в становлении и духовном росте личности ребёнка.
     В наше время (в условиях высокого информационного потока, быстроты его изменения) классному руководителю просто необходимо быть в курсе абсолютно всех вопросов, возникающих у ребят: от устройства Вселенной до образования муравейника. Он должен быть "современным", то есть практически жить интересами детей. Сегодня роль классного руководителя в том, чтобы "стоять не над, а рядом": "я помогу", "я поддержу". Здесь необыкновенно ценными являются слова С.Т. Шацкого: "Глубокая задача для учителя – понимать и ценить детскую жизнь". Направлять, правильно организовывать, давать по возможности каждому ребёнку проявить себя, поскольку ученик – это не кувшин, который должен быть заполнен, а искорка, которую классный руководитель должен зажечь. Очень точно об этом сказал Серафим Саровский: "Учить других – это как с высокой колокольни бросать камни вниз; а самому исполнять – это как с мешком камней на спине подниматься на высокую колокольню". И вот что интересно: если классный руководитель помогает развиваться детям, даёт возможность им стать лучше, то и они способствуют его личностному росту:
Как важно, бывает, найти свое место,
И жить, размышляя о том,
Что нужен кому-то, что жить интересно,
Что есть и работа, и дом.

Именно классное руководство позволяет многим педагогам раскрыть себя как человека, оказывающего влияние на ребёнка и помогающего ему стать личностью, психологически устойчивой, нравственно и духовно обогащённой, готовой трудиться, развиваться и совершенствоваться.

Абдуллаходжаева Мария Мусаевна,
заместитель директора по ППН

 

Опубликовано: 6 Февраля, 2020 04:18, Просмотров: 10599