Если вы понимаете историю, если вы любите
корабли, то слова "обогнуть мыс Горн"
значат для вас много.
новозеландский яхтсмен Питер Блейк
29 января произошло много знаменательных событий, которые вошли в историю, среди них – открытие мыса Горн, самой южной точки архипелага Огненная Земля. "Пасть Дьявола", "Кладбище кораблей", "Старый людоед" – так мыс Горн столетиями называли моряки и путешественники. Однако это не просто точка на карте, а необычное и легендарное место. А вам интересно узнать о нём побольше? Тогда – знакомьтесь.
1615 год. В морском сообществе упорно бродят слухи о том, что Огненная Земля никак не связана с мифическим южным континентом, поэтому должен существовать проход в Тихий океан южнее Магелланова пролива. И тогда группа голландских купцов из города Хорн решила отправить экспедицию для поиска нового пути в Ост-Индию. 25 мая из гавани Хорна выходят два судна: "Эндрахт" ("Согласие") и "Хорн", на борту которых находилось 87 человек. Командует экспедицией Виллем Схаутен, а торговым директором является Якоб Ле-Мер.
А уже 7 декабря корабли достигли берегов Патагонии. Было решено вытащить судна на пляж для очистки корпусов от ракушек и водорослей. Во время очистки произошёл пожар, и один из кораблей, "Хорн", сгорел почти дотла. Команда "Хорна", собрав спасённые пожитки и перебравшись на "Эндрахт", продолжила плавание.
24 января 1616 г. "Эндрахт" миновал Магелланов пролив. Виллем Схаутен подозревал: земля должна когда-нибудь кончиться. Это произошло 29 января. Экспедиция обнаружила два бесплодных острова, а в полдень обогнули мыс, образованный двумя высокими горами. Схаутен назвал южную оконечность Америки мысом Хорн в честь родного города и сгоревшего судна. Кроме того, он доказал: Огненная Земля – остров. Пересекая Тихий океан по пути к ост-индским берегам, экспедиция совершила ряд открытий: были открыты несколько островов архипелага Туамоту, северная часть архипелага Тонга, острова Новая Ирландия и Новый Ганновер.
Наконец, 26 октября 1616 г. корабль прибыл в Батавию – центр голландской Ост-Индии. Однако губернатор Батавии приказал арестовать мореплавателей за нарушение прав Ост- Индийской компании, поскольку те прошли без разрешения Магелланов пролив. "Эндрахт" вместе c грузом конфисковали, Схаутена, Ле - Мера и верных им моряков отправили в Голландию, где их ждал суд. Но Ле-Мер умер в пути.
Общественное мнение в Голландии было так сильно взбудоражено, что суд оправдал путешественников. Губернатора Батавии отозвали с его поста, а "Эндрахт" был возвращён отцу Ле - Мера со всем грузом. Кроме того, Ост-Индийская компания оплатила морякам все их издержки, включая смерть торгового директора.
Через три года Схаутен опубликовал свои путевые заметки – и мыс Хорн официально появился на картах. Только в русском языке южная оконечность Америки стала называться мыс Горн.
Открытие мыса Горн и пролива Дрейка стало новой вехой в истории мореплавания. А успешно пройти мыс для моряков означало признание мастерства и уважение коллег. Даже сложилась особая традиция: после первого прохода мимо мыса моряки имели право носить медную серьгу, после второго – серебряную, третьей была уже золотая. Кстати, эта традиция сохранилась до наших дней.
Сегодня на мысе расположен маяк, военно-морская станция и часовня. Здесь живут несколько человек, обслуживающих знаменитый маяк - "Маяк на конце света". В 2005 г мыс Горн признали Природным наследием человечества и передали под охрану ЮНЕСКО. А в память о капитанах и моряках, погибших у негостеприимных скал, на вершине мыса установлен памятник в виде парящего альбатроса.
Андрей Марченко 11"В"