Люди, окончившие советскую школу, пожалуй, помнят парты странной конструкции, за которыми приходилось сидеть. От них невозможно было отодвинуть стул, на них трудно было развалиться. Сейчас таких парт вообще нет в школьных кабинетах. Гигиениста и врача Федора Эрисмана это очень расстроило бы: ведь именно он придумал их для пользы учеников, поскольку для многих школьников неприятными спутниками учёбы становились близорукость и сколиоз.
В России после крестьянской реформы 1861 года в стране начался педагогический бум. Повсюду открывались народные школы, учителя и мыслители спорили о программах и методиках. При этом никакой специальной мебели в классах не было, дети занимались за столами, сидели на стульях или скамьях. О том, что такая мебель вредит здоровью, установил петербургский офтальмолог Фёдор Эрисман.
Уроженец Швейцарии Фридрих Гульдрейх, в 27 лет переехавший в Россию и принявший православие под именем Фёдор Эрисман, начал частную офтальмологическую практику. Тогда он обратил внимание: зрение у школьников к выпускным классам часто снижается. Он изучил воздействие посадки за партами на здоровье школьников и выяснил: привычные столы и скамейки вызывают близорукость и портят осанку с самого раннего возраста. Обследовав учеников 15 гимназий, в 1870 году Эрисман опубликовал работу " Влияние школ на происхождение близорукости". И на основании собранных данных учёный разработал парту собственной конструкции.
Что такое парта Эрисмана? Скреплённые между собой скамья и стол, где столешница наклонена. Скамейка заходит за край стола, спинка поддерживает поясницу, подставка даёт упор ногам. Ученик, сидя ровно, видит книги и тетради под прямым углом. Это была жёсткая конструкция: ученик не мог ни отклониться от стола, ни ссутулиться за ним. Сидеть возможно только в одном положении. Конечно, это было не слишком удобно, зато такая парта предотвращала ухудшение зрения и искривление позвоночника. Сегодня парта Эрисмана не кажется эргономичной, но для того времени это было весьма прогрессивное техническое решение. Парты изготавливали из дуба и выпускали в четырёх, а по некоторым данным – даже в семи размерах. По указу Александра II их стали устанавливать во всех школах.
15 лет спустя Пётр Коротков, сельский учитель, бывший студент, сосланный на Урал за революционную деятельность, усовершенствовал парту, сделав её многофункциональной. Пётр Коротков добавил несколько важных мелочей: крючки для сумок сбоку, выемки для чернильницы и перьев, полку для книг под крышкой. А чтобы ученикам было проще садиться и вставать из-за парты, он сделал откидную крышку. Вскоре одноместная парта Эрисмана, превратившись в двухместную, стала очень популярной. В 1887году Пётр Коротков получил патент на изобретение и медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
Знаете, у нас такие парты были в первом классе, а потом нас пересадили за обычные столы. И как же мы радовались, что стали заниматься "как взрослые"! Однако за партой было куда удобнее и сидеть, и писать, а ещё – списывать. В парту мы складывали книжки и ранцы – они на полке отлично умещались. А когда пересели за столы, их стало некуда девать.
Печально, что в настоящее время происходит то, против чего выступал в своё время Эрисман. Ученики, получив возможность отодвигаться от стола и менять позу, стали сутулиться, поскольку мебель зачастую не подходит по росту. Хотя сегодня и находятся мастера, готовые воспроизвести классическую парту Эрисмана по чертежам, но, увы, она пока живёт в музеях да старых фильмах.
Осипова Татьяна Васильевна,
рук. школьного пресс- центра