Приоритетными задачами, стоящими перед современной школой, являются формирование активного отношения учащихся к получению знаний, обучение их самостоятельно мыслить и оперативно принимать решения. Решению этих задач способствует привлечение учеников к проектной деятельности. Ведь стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а сегодня в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушивающегося на человека, исследовательский тип мышления становится особенно востребован.
Середина ноября и начало декабря – традиционное время конкурса научного проектирования школьников. Первый этап – школьный, это этап апробации проектов: насколько актуальны предпринятые исследования, какова степень новизны и самостоятельности научной работы, как соотносятся результаты исследований с поставленными целями, подтвердились ли рабочие гипотезы, насколько удачно выстроена защита проекта. А главное – много вопросов, замечаний, рекомендаций, цель которых – улучшить презентацию-защиту для участия в городском этапе конкурса. Свои исследования ребята представили в нескольких секциях, среди которых языкознание, краеведение, правоведение, литература, химия и экономика. Безусловно, без "боевого крещения" в стенах родной школе мы бы выглядели слабыми, малоубедительными и маловыразительными соперниками для учащихся - проектников из других школ.
Меня очень увлекла исследовательская работа. Одно дело – читать художественный текст, другое – проникать в его художественную ткань, изучать художественный мир. Передо мной стояла цель: определить ценностное содержание категории "детскости" в романах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Оказалось, что у обоих авторов взрослые герои многократно наделяются эпитетами "детский", "по-детски". Хотя не все. Только те, кто оцениваются как положительные. К какому результату я пришла? "Детскость" вбирает в себя умение любить – безусловно и безоглядно, "детскость" – это синоним не только непосредственности, но и открытости, честности. Чем больше "детского" сохраняет в душе литературный герой, тем он интереснее для автора и притягательнее для читателя.
Работа над проектом – это дело не одной недели и даже не одного месяца. На протяжении почти целого года мы занимались исследованием: кто-то решал экономическую или экологическую проблему, кто-то изобретал физический прибор, кто-то сопоставлял поэтические стили, а кому-то пришлось наблюдать за химическими реакциями. Если Алина Нам, Анастасия Гошенко, Дмитрий Дамрин уже имели опыт исследовательской работы и научной защиты, то для остальных это было впервые.
К большому сожалению, от этапа к этапу наша дружная команда редела. Если на городском конкурсе нас было десятеро, то на областном осталось четверо. Городской уровень. Дипломы второй степени:
секция " Экономика" – Нам Алина (11а), рук. Бушуева Д.В.
секция" Литература" – Гричаная Валерия (10г), рук. Подлесная О.Ю.
Городской уровень. Дипломы третьей степени:
секция" Правоведение" – Шырымбек Даниал (10г), рук. Бушуева Д.В.
секция "Химия" Каюмова Диана (9в), рук. Меркушкина Н.Н..
Понятно, что от этапа к этапу требования к защите проектов повышались, но возьму на себя смелость сказать: мы – все десять человек – были лучшими. Ни один из нас не мямлил, каждый чётко и уверенно представил свой проект, грамотно ответив на вопросы. Да иначе и быть не могло!
На областном этапе лишь Нам Алина (11а) смогла завоевать 3 место. И это только подогрело мой исследовательский интерес. В следующем году хочу выступить с новой темой, а значит – после новогодних праздников снова начнётся увлекательная работа с текстом! Знаете, я верю: если много и упорно трудиться, обязательно придёт успех.
Валерия Гричаная 10 "Г"
Участие школьников совместно с педагогами над научно-исследовательскими образовательными проектами позволяет зачастую не только раскрыть талант наших гимназистов, но и помочь им с определением будущей профессии.