В современном мире, где очень много новых технологий, одной из самых важных является компьютер. Ещё в 80-х годах XX столетия Билл Гейтс заявлял, что в скором времени компьютер можно будет установить у каждого дома. Прошло не так уж и много времени, и сегодня почти у каждого есть ноутбук или компьютер. Компьютер был создан в помощь человеку, так что, безусловно, он полезен, если пользоваться им по назначению. А назначения у каждого свои. Занятия на компьютере принесут пользу, если прислушаетесь к рекомендациям и попробуете их выполнять.
Жизнь человека за последние несколько лет сильно компьютеризировалась. Сегодня за компьютером можно увидеть и малышей. Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома дети практически бесконтрольны. В результате ребёнок к вечеру возбуждён, раздражён, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо, без конца просыпается. Велико же бывает удивление родителей, когда они узнают, что виновник всего – любимый компьютер!
Учёные установили: непродолжительная работа за компьютером (не более 1-2 часов) порождает у 74% подростков общее и зрительное утомление, тогда как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 53% школьников. Поэтому проводить за компьютером надо не более 1-2 часов в день. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника и кистей рук. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе. Ведь увлёкшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъём, школьники зачастую не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, то подростки, даже чувствуя наступившее утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.
Основные правила безопасности
1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажнённой чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зелёные друзья (кактусы) помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату.
6. Помните: аквариум или другие ёмкости с водой увеличивают влажность воздуха.
Рабочее место
Важно знать, как правильно организовать рабочее место. И сделать это не трудно.
1. Мебель должна соответствовать росту школьника или подростка.
2. Стул должен быть обязательно со спинкой.
3. Сидеть лучше на расстоянии 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклонённая вперёд, с небольшим наклоном головы.
4. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. А между корпусом тела и краем стола должно сохраняться свободное пространство не менее 5 см.
5. Руки должны свободно лежать на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
6. Стол, на котором находится компьютер, следует поставить в хорошо освещённое место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Поскольку интерес детей к компьютеру огромен, то нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребят равноправным партнёром, способным тонко реагировать на все их действия и запросы. С одной стороны, он терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а с другой - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. И соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть детям мир огромных возможностей.
Гречишникова Людмила Викторовна, учитель биологии