Всё начинается порой с незначительных вещей: медленный темп работы, трудности в запоминании, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст, что-то – на недостатки воспитания, а что-то – на нежелание работать. Хотя в этот момент трудности пока относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком. Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились? Как разобраться в школьных проблемах? Ведь они так многообразны, что иногда это трудно сделать даже специалисту, ещё сложнее – учителю. Да и зачастую не хватает терпения и понимания родителям. А страдает ребёнок.
Специалисты убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, как правило, наступает момент, когда ребёнок сам себе говорит: "Нет, это у меня никогда не получится". Безусловно, период перехода из начальной школы, которая только "учит учиться", к серьёзным нагрузкам учебного процесса основной школы – нелёгкое испытание для личности вчерашнего четвероклассника. Поэтому хочется дать несколько советов родителям.
Первое – не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь, а самое главное – старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, – это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое – забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня получил? " Не требуйте немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если ребёнок расстроен или огорчён.
Пятое – не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей и восхищаться ими.
Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упрёков и раздражения. Оставьте в стороне типичные родительские жалобы: " Понимаете, нет никаких сил… все нервы вымотал…". Себя родители жалеют, а вот своего ребёнка – крайне редко…
И последнее – регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с одноклассниками и другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с преподавателем не реже одного раза в два месяца. Во время беседы выражайте своё стремление сделать всё возможное, чтобы улучшить школьную жизнь ребёнка.
Минченко Дарья Игоревна, педагог- психолог