Рубеж конца XIX - начала XX века получил в русской литературе название "Серебряный век". Это был период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии и подаривший миру великих мастеров слова: А. Блока и М. Цветаеву, И. Бунина и С. Есенина, В. Маяковского и Н. Гумилёва. Одной из самых ярких, талантливых и самобытных представительниц этого периода стала Анна Ахматова, обладавшая неповторимым слогом и уникальным стилем написания произведений; женщина, ставшая символом эпохи. И даже через столетие её стихи звучат актуально, их читают, переписывают, заучивают наизусть.
Анна Андреевна говорила о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, "Крейцеровой сонатой" Толстого и Эйфелевой башней. Свой поэтический путь Ахматова начинала ещё в дореволюционный период, написав первое стихотворение в 11лет, а окончила уже в советские годы. Прожив насыщенную трагическими событиями жизнь, эта гордая, но одновременно и хрупкая женщина стала свидетельницей двух революций, двух мировых войн, пережила блокаду Ленинграда. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Ахматовой достойна романа или экранизации, что и предпринимали не только современники поэтессы, но и более позднее поколение драматургов, режиссёров, литераторов.
Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением Николая Некрасова "Мороз, Красный нос", которые так замечательно декламировала мама.
В ранний период становления своего творчества Ахматова причисляла себя к акмеистам. Те, осознав потребность в совершенствовании арсенала современной поэзии, стремились к чёткому стилю и к чёткой форме. Но Анна Андреевна выбивалась из тесных рамок этого литературного течения: её произведениям была присуща смелость мысли и правдивость поэтического слова, особая уникальность, выделявшая Ахматову из яркой плеяды "коллег по цеху".
В самом начале поэтического пути она показала читателям мир женской души, нежной и гордой, границы которого обведены любовью, потому что любовь была основным мотивом лирики. Именно в этом чувстве крылось для поэтессы содержание всей человеческой жизни, именно это чувство она называла "властелином мира". Неудивительно, что, отличаясь от современников, тему любви Ахматова раскрывает по-своему. У неё нельзя встретить ни мистических прозрений (что характерно для поэзии Блока), ни социальных причин любовных конфликтов (что присуще творчеству Маяковского). В её поэзии драматизм страсти базируется на отношениях двух характеров, на психологических факторах. Отражая сущность женской души, она старается избегать в своих произведениях лишних аналогий, символичности, философских отступлений, её любовная лирика реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы. Героиня Ахматовой – простая русская женщина, для которой любовь служит смыслом существования, силой жизни, роковым стечением обстоятельств. Анна Андреевна считала: то, что предопределено свыше, естественно и не противоречит человеческой природе. Поэтому-то лирическая героиня Ахматовой, индивидуальная и свободолюбивая, то скромна и сдержанна, то резко проявляет свою прямолинейность и скрытое бунтарство, так что мотивы всеобъемлющей любви тесно переплетаются с мотивами женской независимости и гордости.
Но она часто писала и на тему поэтического предназначения. Для Ахматовой поэзия – своеобразный способ служения людям, обществу. Несмотря на злобу и непонимание со стороны, Анна Андреевна свято верила: поэт должен быть выше любых предрассудков и обязан нести в мир чувства добра, истины, здравомыслия:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Менялись времена, люди вокруг, менялось и мировоззрение Ахматовой. В её лирику приходят гражданские мотивы, в стихах начинает звучать тема Родины и родной земли во власти жестоких испытаний. Но даже и тогда для большей массы почитателей таланта Анна Андреевна продолжала оставаться певцом любви, потому что это было обусловлено представлениями Анны Ахматовой о высоком предназначении поэзии. Ахматова, как известно, не эмигрировала из России, хотя новую власть не приняла, считая революцию бедой. Оставшись вместе со своей страной, она лишь "замкнула слух" перед "речью недостойной". Своё отношение к Родине Анна Андреевна выразила в стихотворении "Мне голос был. Он звал утешно…". В нём Ахматова признавалась в огромной любви к "глухому и грешному краю", где много выстрадала, терпя обиды и поражения. Ведь поэзия – это не только сладкий дым, но и тяжёлое бремя, которое достойно пронести сможет лишь истинный поэт, обязанный всегда оставаться в гуще событий, какими бы тяжёлыми и подчас трагическими для него они ни были.
Будучи истинной петербурженкой, Ахматова часто обращалась к теме своей духовной родины, так как тема города близка её строгой и торжественной поэзии. Для любимого города у неё много эпитетов, порою очень противоречивых: дикий, мрачный, однако священный; холодный, страдальческий, туманный, но при этом спокойный, строгий. Петербург, а затем Ленинград, неизменно присутствующий в её поэзии, – это фон или пространство, где живут любовь и ненависть, измена и разлука, радость и кровь.
В 1963 году она завершает итоговое произведение, над которым работала более двадцати лет и которое как бы подвело черту под событиями ХХ столетия, – "Поэму без героя". Через год в Италии ей вручили литературную премию "Этна-Таормина", а ещё полгода спустя – мантию почётного доктора Оксфордского университета. За рубежом в Анне Андреевне видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевского. Ахматова умерла в 1966 году в подмосковном санатории "Домодедово".
Блестящий талант её неоспорим. Читатель никогда не перестанет восхищаться этой великой женщины, оставившей вечный след в истории мировой художественной культуры. Её произведения будут актуальны всегда, вне зависимости от эпохи или событий. Поэтому А. А. Ахматова будет жить вечно - в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею.
Зинченко Екатерина Юрьевна, заведующая библиотекой