Вам, испытавшим злые муки ада,
Земной террор, жестокость палачей,
Ужасную судьбу Советского ГУЛАГа,
Горит костёр из восковых свечей.
Галина Шутенко - Полыгалова "Поминальная"
Когда в степи зацветают красные тюльпаны, в Казахстане отмечают День Памяти жертв голода и политических репрессий. Кажется, будто сама природа разлилась кровью, вспоминая страшные дни 20 - 50х годов, когда в степь пришла смерть. Чтобы оставаться людьми, нужно помнить. Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека. Знать, что происходило с твоим народом, в твоей стране, не только гражданский, но и наш человеческий долг.
Начиная с 1997 года, ежегодно 31 мая мы отмечаем День Памяти жертв голода и политических репрессий. Этот день посвящён невинно пострадавшим в эпоху сталинского режима от массовых политических репрессий, ужасающего голода и депортаций. По официальным данным, с 1921 по 1954 годы пострадали несколько миллионов граждан СССР, из них многие были расстреляны.
В первой половине XX столетия и Казахстан на себе испытал все ужасы тоталитарного режима. За годы репрессий, с 1921 по 1954, страна превратилась в своего рода огромную тюрьму, где действовали самые крупные подразделения ГУЛАГа: Карлаг (Карагандинский лагерь), Степлаг (Степной лагерь), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). В эти лагеря было сослано свыше 5 миллионов человек со всего Советского Союза. Люди порой подвергались преследованиям даже по национальному или сословному признаку, по религиозным или идеологическим убеждениям. Подверглись преследованиям представители абсолютно всех религиозных конфессий. Поэтому было практически ликвидировано казачество, "раскулачено" и обескровлено крестьянство, политическим преследованиям подверглись интеллигенция, рабочие и военные. Использование подобных методов стало следствием политики "поиска врагов", нетерпимости к инакомыслию. Неслучайно "Волгой народного горя" называл Александр Солженицын бесконечный "поток" репрессированных в те годы.
В 30-40 годы ХХ века в Казахстан насильственно были депортированы из различных регионов сотни тысяч корейцев, турок, иранцев, курдов и азербайджанцев. Массовой депортации в годы Великой Отечественной войны подверглись немцы и греки, чеченцы и ингуши, карачаевцы, балкарцы и крымские татары.
Но это не означает, что в Казахстан только ссылали людей. Из имеющихся теперь свидетельств установлено: годы репрессий – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Страшная трагедия прошлого века коснулась многих казахстанцев. В период с 1921 по 1954 годы в республике были осуждены 100 тыс. человек, из которых 25 тыс. приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, а потомков их, ставших детьми "врагов народа", сослали в различные лагеря. Именно в эти годы обвинены в шпионаже и других вымышленных преступлениях, а потом расстреляны лучшие представители казахстанской науки, культуры, политики: Турар Рыскулов, Алихан Бокейханов, Беимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Абдулла Розыбакиев, Магази Масанчи, Ильяс Жансугуров, Левон Мирзоян, Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Халел Досмуханбетов, Жанша Досмуханбетов. Для нашей небольшой по количеству населения республики такое количество репрессированных нанесло непоправимый вред как в демографическом, так и интеллектуальном потенциале.
Кроме того, Казахстан пережил одну из самых трагичных страниц в своей истории – Великий голод 1932-1933 годов, разоривший страну и приведший к невиданным жертвам, невосполнимым потерям. От голода и связанных с ним эпидемий, а также высокого уровня смертности страна потеряла 2 миллиона 400 тысяч человек (или 49% от общей численности всего населения в те годы), а свыше 600 тысяч казахов вынуждены были покинуть свою родину навсегда.
Конечно, у каждого народа своя история и свои потери, но отделить всё это от истории государства практически невозможно. И мы не вправе переписывать историю своей страны, где были не только победы и свершения. С великим сожалением приходится говорить о том, что в ней были и тёмные страницы, о которых мы должны помнить. Поэтому молодому поколению важно знать, что пришлось пережить нашим предкам, через какие страдания им пришлось пройти, чтобы те страшные дни никогда не повторились снова. Уроки прошлого и память о людских судьбах во времена жестокого террора обязывают нас стоять на страже гражданского мира в обществе.
Время давно прошло. Но боль за истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. У всех нас есть нравственный долг перед жившими ранее поколениями. Судьбы миллионов жертв политических репрессий и голода никем не выдуманы. Это жестокая реальность. И святой долг живущих – чтить память ушедших, не только славных, но и безымянных, кто, как и мы, мог бы чувствовать, думать, страдать, радоваться – словом, жить обыкновенной жизнью, которой их безвременно лишили….
кафедра обществоведческих дисциплин