Не относись к проблемам ребёнка свысока.
Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен:
ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может
быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Януш Корчак
Если вы узнали о конфликте с учителем:
1. не ругайте ребёнка, а постарайтесь узнать, в чём дело;
2.никогда не обсуждайте с ребёнком недостатки учителя, а лучше объясните, как тяжело работать педагогу, что учитель такой же человек, как и окружающие вас люди, и он может устать и быть раздражённым;
3. поговорите с учителем спокойно, без претензий, – так вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию, не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
Уважаемые родители, помните: школьники младшего и среднего возраста пока ещё не обладают дипломатическими способностями. Поэтому стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, то задача папы и мамы – помочь школьнику разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.
1 . Оценка ситуации
Не допускайте, чтобы противостояние ребёнка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились напряжённые отношения с учителем: школьник пренебрегает учёбой или каким-то одним предметом; он отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно; ребёнок пренебрежительно или даже агрессивно отзывается о педагоге, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках или успехах по тем или иным предметам.
2. Беседа с ребёнком
Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точку зрения и учителя, и ребёнка. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга. Главная цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. Во время беседы обратите внимание на несколько важных моментов. Когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова в адрес учителя. Постарайтесь не прерывать эту пламенную речь. После того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на деталях конфликта. Беседуя с ребёнком, демонстрируйте ему своё сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя и не критикуя педагога. Потому что вы должны убедить школьника в том, что у педагога нет стремления причинить ему зло, что им просто трудно понять друг друга. В конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если какие-то предложения будут исходить от ребёнка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от действий, раздражающих педагога, или более старательно готовиться к уроку, или внимательнее выполнять домашние задания. Однако не ограничивайте себя только ролью слушателя. Постарайтесь убедить сына или дочь в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чём не узнали.
3.Разговор с учителем
Беседуя с педагогом, следите, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему преподаватель сделал именно такие выводы насчёт поведения вашего школьника. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по математике, вы не можете устроиться на работу или не имеете друзей? Если чувствуете, что разговор с учителем заходит в тупик, то спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?
4.Профилактические меры
Хорошие отношения между родителями и педагогами могут уберечь ребят от излишних придирок и завышенных требований. Речь идёт, прежде всего, об участии мам и пап в жизни школы. Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте свою посильную помощь, принимайте участие в жизни класса и школы. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел интересное хобби. Ведь его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой – помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
Скопинцова Юлия Валерьевна, педагог - психолог