Как прекрасен мир поэзии и прозы

Наша литература – наша гордость,
лучшее, что создано нами как нацией.
В ней – вся наша философия, в ней
запечатлены великие порывы духа… -
умы и сердца истинных художников.
А.М. Горький

C 19 по 23 февраля в нашей школе проходила Неделя русского языка и литературы. Учитывая склонности и интересы детей, растущих в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, педагоги попытались найти новые формы и приёмы вовлечения школьников в образовательный процесс и развития их интереса к русскому языку и литературе.

    Программа предметной Недели была разнообразной.19 февраля учащихся шестых классов и педагогов школы Охрименко Татьяна Алексеевна и Столярова Марина Александровна пригласили на "живой" журнал, тема которого - "Рождественское чудо". Открывая страницу за страницей ("Рождественская", "Масочная", "Приходила Коляда" и "Игровая"), шестиклассники знакомились с историей появления этого чудесного православного праздника, расширяли знания об истоках и русских традициях празднования Рождества. Под руководством Шайхеслямовой Дианы Тимуровны не только изготовили праздничные маски колядовщиков, но и услышали советы, как, следуя народным традициям, получить от праздника истинное удовольствие. А просмотрев сценку со старинным обрядом прославления праздника накануне Рождества Христова - колядованием, команды шестых классов попробовали сами составить текст колядок и исполнить их. Игровая программа, завершающая "живой" журнал, была построена так, что загадки чередовались играми: "Гадание на будущий урожай", "Круг с бубенцами" и "Растяпа".
     В этот же день можно было побывать и на русской ярмарке, куда пригласила Подлесная Оксана Юрьевна. "Разноголосица русской ярмарки" – так называлось это мероприятие для девятых классов. Что такое ярмарка? Рынок в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Это яркая страница народного быта, люди всегда ждали ярмарку как весёлое, шумное и богатое гулянье. Испокон веков ярмарочные увеселения проводились по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
    Чего только не услышали и не увидели в этот день на ярмарке гости! Как невозможно представить ни один старый русский город без колокольного звона, так невозможно представить себе ярмарку без живого, въедливого крика зазывал. Поскольку конкуренция была большая, то ярмарочные зазывалы выкрикивали потешки и хвалили товар, стараясь привлечь внимание большого количества покупателей. И среди классов был проведён конкурс торговых зазывал.
     Известно, что продавцы на ярмарке выкладывали на прилавки самые различные товары, среди которых – яркие ткани и платки, бусы и гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуда и другая домашняя утварь. Гости праздника не только познакомились с товарами, преобладающими на ярмарке (конкурсная презентация ярмарочных товаров), но и ответили на вопросы ведущего.
    Но самое главное: на ярмарку приезжали не только продать и купить товар, но и повеселиться. Именно поэтому ярмарочная площадь становилась ещё и местом разнообразных представлений, затей и увеселений. Атмосферу радости создавали конкурсы и всевозможные забавы, а музыка, смех, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило. Однако любимым развлечением для обычных людей были шуточные или поучительные сценки. Поэтому каждый класс попробовал себя в конкурсе инсценировок.
     В разгар шумной ярмарки всегда появлялся кукольник, у которого был целый набор сцен с Петрушкой. Какая же ярмарка без него! И представители от каждого класса состязались в конкурсе на самого остроумного Петрушку.
     Завершилась "Разноголосица русской ярмарки" застольными песнями, ставшими кульминацией праздника и подведением итогов: какой же класс оказался самым творческим, весёлым и дружным. Первый день Недели прошёл ярко, красочно, познавательно.
     Второй день. Сначала Чистякова Марина Валерьевна провела литературное представление для семиклассников "Мир басен Крылова ". Викторина с элементами инсценировки – это возможность развивать творческие способности учащихся при помощи игровых технологий. С самого начала стало понятно, что все ученики седьмых классов настроены на победу, поэтому борьба развернулась нешуточная. Ответы давались практически мгновенно, ведь пришли настоящие знатоки творчества известного баснописца. Ученики вспоминали бессмертные творения Крылова и его героев, отмечали особенность языка произведений, угадывали произведение по иллюстрации, находили пары героев, участвовали в конкурсе цитат. Заключительным этапом мероприятия стали инсценировки басен, где в роли актеров выступили сами ученики. Мероприятие сопровождалось показом презентации о творчестве И.А. Крылова. Ребята с большим удовольствием принимали участие во всех конкурсах мероприятия и остались довольны "встречей" с писателем.
     Потом Радюкова Наталья Фёдоровна пригласила учеников десятых классов и поклонников творчества А.Н.Островского в литературную гостиную "Колумб Замоскворечья". Подобная форма дала возможность в непринуждённой обстановке поговорить со старшеклассниками о жизни и творчестве драматурга, о сценической судьбе его произведений, о героях и их прототипах. Да, меняются времена, идеи, кумиры, но пьесы Александра Николаевича до сих пор идут на лучших сценах, потому что в них есть вечная Мудрость жизни. Небывалый знаток быта и нравов купечества и дворянства, Островский создавал потрясающие по красоте и значимости характеры, не утратившие актуальности и в наши дни. Зрителям и гостям представилась возможность окунуться в мир героев "отца русского национального театра" Александра Николаевича Островского. А словесные картины, красочная презентация перенесли присутствующих на родину знаменитого драматурга – в Замоскворечье. Ведь пёстрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями. Видеофрагменты спектаклей (пьесы "Гроза" и "За чем пойдёшь, то и найдёшь") и кинофильма ("Бесприданница"), поставленных по пьесам драматурга, показали богатство и широту образов, типажей и языка писателя. Десятиклассники увидели быт и нравы купечества середины XIX века.
     Островский, подняв проблему неполноправного положения женщины в мире капитала, создал сильные, самобытные женские характеры, нежные, правдивые и реалистичные. И со сцены прозвучали страстный и горький монолог Катерины Кабановой, обречённой в своей любви на гибель, и Ларисы Огудаловой, оказавшейся красивой игрушкой в жестоких руках.
     Особый интерес у десятиклассников вызвала поэтическая сказка в стихах "Снегурочка", открывшая новую сторону творчества и души драматурга: только тонкий лирик мог создать такое поистине замечательное произведение, в котором показана красота окружающего мира и красота любви в царстве Берендея. В форме волшебной сказки автор преподносит великие мысли о непреходящей ценности любви. Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь.
     Так почему же его называли "Колумбом Замоскворечья"? Все потому, что он открыл свой, особый художественный мир старого Замоскворечья, где жили - не тужили богатые купцы и толстые купчихи, мелкие чиновники, писари, судейские стряпчие, удачливые проныры, весьма ловко обделывающие свои темные делишки, барышни, с переменным успехом ищущие себе завидных женихов с помощью всеведающих свах. Хотя сам Островский не раз утверждал, что для него важно было показать в борьбе с материальными расчётами и сословными предрассудками потребность защитить своё чувство от посягательств капитала и власти имущих.
    21 февраля. Чтобы разобраться в вечном споре о месте любви в жизни человека, Мерзлякова Наталья Викторовна и одиннадцатиклассники показали литературно-музыкальную композицию "Тайная сила любви".
Может ли любовь стать всем смыслом жизни? Иллюзия это, или все же заложена в любви способность полностью заполнить жизнь человека? В чём тайная сила любви, которая заставляет видеть в ней то панацею от общественных бед, то вражью силу, мешающую общественной деятельности людей? Кто она – ведьма или прекрасная фея, выдумка или реальность? Можно ли найти её всеобщие формулы? На эти вопросы и попытались ответить ученики вместе с педагогом.
    22 февраля. Интеллектуальная игра "Дела давно минувших дней". Цой Ирина Владимировна и Соболева Надежда Викторовна пригласили учащихся пятых классов совершить увлекательное путешествие в мир русского фольклора и литературной сказки. Сначала с помощью считалочки ведущий определил, команда какого класса начнёт игру, поскольку у нас в гимназии семь пятых классов. Потом команды, участвуя в конкурсах "Поле чудес" и "Волшебный сундучок", в эстафете "Древо познания", выполняли задания на развитие внимания и памяти, сообразительности, смекалки и эрудиции. Творческим конкурсом, когда по немой сценке нужно было определить название сказки, завершилось не только мероприятие – были определены лучшие команды:
1место - 5Б и 5В классы, набравшие по14 баллов, на 2 месте - 5Е
(12 баллов), 3 место - 5Г и 5Д классы с 11 баллами, на 4 месте - 5А
(7 баллов) и 5 место у 5Ж с 6 баллами.
     Завершал Неделю русского языка и литературы (23 февраля) устный журнал "По страницам творческой биографии Ф.И. Тютчева". Его провела для восьмых классов Ханин Александра Евгеньевна. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева почти два столетия привлекают внимание исследователей. Сам поэт ни в коей мере не позаботился о том, чтобы облегчить их труд: он не считал нужным вести дневник, тратить время на написание автобиографии, не оставил нам каких-либо воспоминаний или записок. Как сложилась такая личность? Об этом ученики узнали, отправившись вместе с гидами в музей поэта. А благодаря письмам, коротким и пространным, шутливым и полным серьёзных раздумий о жизни, восьмиклассники смогли постичь философские и общественно-политические взгляды Тютчева - поэта и человека.

В воспитательном плане предметная Неделя – это возможность сотворчества, сотрудничества ученика и педагога. Не только уроки, но и внеурочная деятельность призвана учить добру, истине, красоте и любви. Разные методы и формы работы помогают раскрывать творческие способности детей, будить в них потребность саморазвития и самопознания, приближать их к новому витку мышления, к выполнению творческих заданий и работ. Потому что каждый ученик - это кладезь возможностей и талантов.

Охрименко Татьяна Алексеевна
Осипова Татьяна Васильевна

Опубликовано: 25 Февраля, 2019 03:55, Просмотров: 11404