По тропинкам по гористым,
По болотам и кустам
Пробираются туристы
К неизведанным местам.
Василий Лебедев-Кумач
Многие отождествляют школьный туристический кружок исключительно с занятиями на природе подальше от школы и дома, с ночёвкой у костра и песнями под гитару, с живописными пейзажными маршрутами. Однако можно провести занятие… в спортивном зале. Тогда спортивный и познавательный туризм становится действенной формой пропаганды здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга подростков.
И 26 января в спортивном зале гимназии состоялось внеклассное мероприятие – соревнование "Полоса препятствий" среди учащихся 5-10 классов. Необычность мероприятия в том, что часть заданий туристической направленности, часть – спортивной. Безусловно, это усложняет задачу прохождения всех этапов, однако даёт возможность приобрести навыки, необходимые в туристических походах. Все участники были поделены на команды, в каждой – 2 человека, и борьба началась.
Программа соревнований – это выполнение заданий трёх совершенно разных этапов. Надо сказать, что немалой популярностью у ребят гимназии пользуется полоса препятствий – достаточно сложное испытание, поскольку помимо "тарзанки" (переправа по верёвке маятником), траверса по скалодрому и бегу по бревну с перестёжкой, необходимо ещё преодолеть условные завалы и кочки. И, чтобы команда успешно их выполнила, каждый должен приложить максимум усилий. Особенность подобных соревнований – в получении учащимися опыта взаимодействия друг с другом. Как показывает практика, в результате проведения таких мероприятий у ребят появляется навык работы в команде, они становятся общительней и добрее друг к другу.
На втором этапе участники вытягивали карточку с названием узла: прямой, проводник, схватывающий, восьмёрка, встречный. И каждый спортсмен вязал его. Если вязка узла выполнялась с ошибкой, то давалась попытка для её устранения. Третий, заключительный, этап назывался "Топографические знаки". Получив карточку-задание, команда должна была "прочитать" её, то есть расшифровать топознаки.
Главные судьи соревнований – Подольская Татьяна Валерьевна и Щепак Светлана Владимировна – фиксировали в протокол ошибки, допущенные той или иной командой. Каждая ошибка на этапе добавляла секунду штрафного времени. А судить этапы увлекательных соревнований помогали Новикова Алёна (8 "В"), Свечников Кирилл (9 "В"), Финько Кристина (8 "А"), Лахонина Надежда (10 "Б" ) и Гошенко Анастасия (9 "Б").
Хочу отметить: спортсмены в командах работали сплочённо, помогая и поддерживая друг друга, подсказывая и продумывая действия на том или ином этапе, чтобы не допустить ошибок и затратить на прохождение своего этапа как можно меньше времени. А выносливость, сила и смекалка помогли показать не только хорошие знания, но и получить хорошие результаты.
Так как команды все этапы проходили на время, которое фиксировалось по первому участнику в начале этапа и по последнему на заключительном этапе, то победителем спортивного мероприятия стала команда, набравшая наименьшее количество очков по сумме мест в каждом конкурсе. И это "Жареные пельмени": Якупова Д. (5 "Е"), Давлетбаева Р. (5 "Ж"), Гошенко В. (5 "Ж"). На второе место вышли сразу три команды: "Анархисты" – Малёткин А.(8 "Г") и Нюгай Е. (6 "В"); "Покорители" – Ким Р. (8 "А") и Сорокин В. (6 "В") и "Отчаянные" в составе Антонюк В. (6 "Г") и Аяпбергеновой Д.(6 "Г"). А третье досталось "Легендарным": Марцинкевич Р. (6"В") и Смокотин А. (6 "В"). Все ребята, принявшие участие, награждены грамотами.
Вот так закончились наши соревнования по спортивному и познавательному туризму. Такие соревнования дают возможность ученикам на собственном опыте испытать, как иногда бывает сложно выполнить задания в условиях экстремальной ситуации. Но, выполняя их, ребята учатся находить правильные пути решения. Надеюсь, кружковцы запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом!
Щепак Светлана Владимировна, учитель физкультуры