Художник так же, как поэт,
Сюжет в себе переживает...
Он оставляет в душах след,
Хоть о последствиях не знает.
Вблизи посмотришь – вот мазня,
Всё так аляписто и криво,
А отойдёшь - поёт душа...
В картине всё играет мило...
Каждый человек в чём-то талантлив. Раскрытие детских талантов даёт энергию, развивает творческий подход во всех сферах жизни. Именно для этого и проводятся в школе выставки, где каждый ученик может показать свои способности. Вот и учащиеся 5- 6классов изостудии "Синий кот" (педагог Вольф Ирина Валерьевна) предложили оценить их графические работы на выставке под необычным названием: "Точка, линия, пятно". Вместе со своими воспитанниками Ирина Валерьевна создала рисунки с тонким чувством эстетики, композиции, при этом давая волю фантазии, чувствам, настроению. Ведь мир изобразительного искусства ярок, интересен и многоцветен.
Если живопись – искусство красочное, то основные цвета графики - чёрный и белый, а её выразительные средства – линия, точка и пятно, переходы света и тени. То есть, графика – искусство линейное, строгое, основанное на таком сочетании чёрного и белого, где белым является бумага, а чёрным – карандаш, маркер или фломастер.
Линия – простой и самый экономичный приём в графике. Зачастую линия выполняет несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, её пропорций. Линейный рисунок о многом "умалчивает", поскольку линия передаёт лишь очертания предметов. Но, оказывается, что владеющий линией имеет возможность постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно "схватить" его движение, повадки и даже... характер.
Если обратиться к способам использования линии юными художниками, то можно заметить их разнообразие: в одних рисунках - это вертикальные, горизонтальные или наклонные линии, пересекающиеся между собой; в других - линии принимают форму изображаемого предмета, а в каких-то работах линия, становясь то короткой, то длинной и бесконечной, создаёт определённый тон и глубину. Просто? А вы знаете, что искусство линии требует "снайперской" точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и определённого вкуса. Потому – то линия спокойная, плавная, льющаяся - на одних рисунках или стремительная, нервная - в других работах.
Конечно, по сравнению с живописью язык графики более условен. Он не передаёт того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки. Но при этом работы получаются какими-то очень нежными или ироничными.
Глядя на удивительные работы, не верится, что они созданы цветными карандашами, фломастерами и маркерами. Остаётся загадкой, как ребятам удалось передать переплетение нитей в одежде или головном уборе, необыкновенную лёгкость в наряде или походке. Уметь так рисовать, по- моему, это всё равно, что научиться говорить на иностранном языке без малейших ошибок и неточностей. Очень точно и с юмором, безошибочно находя то главное, что нужно показать, и убирая отвлекающие детали, передан характер многих персонажей.
Точка – это графический акцент на плоскости. Без точки в отдельных случаях просто нельзя обойтись. В рисунках ребят точечные изображения использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями, что нашло отражение в фантазийных композициях.
При создании композиций ребята применяли различные графические приёмы, а с помощью пятна им удалось добиться интересных творческих решений, так как пятно, в отличие от точки и линии, заполняет, как правило, большую часть графической работы. Пятна, из которых строится композиция многих работ, либо тёмные на светлом фоне, либо светлые на тёмном фоне. Используя различные конфигурации, силуэты и расположения пятен, что говорит о хорошем уровне мастерства учащихся, юные художники зрительно изменяли пропорции форм силуэта, придавая ему привлекательные черты.
Самым распространённым является заблуждение о том, что живопись – это всегда цветные краски, а графика – только чёрно-белый рисунок. Но это не так. Графика тоже может быть цветной, поскольку цвет не признаётся разделяющим моментом для живописи и графики как видов искусства. И юные художники с помощью цвета, линий, точек и пятен, прибегая к тончайшим переходам пятен и линий разной интенсивности цвета, добиваются большой выразительности, передавая многоцветность мира. Благодаря этому в графических работах мир не выглядит обесцвеченным.
Кстати, графика имеет и ряд преимуществ: её исполнение требует меньшего времени - потому она может очень быстро отразить чувства и мысли, волнующие художника. С произведениями графики любой из нас сталкивается в течение всей жизни. Шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – всё это пример графики.
Выставка – это всегда праздник, возможность соприкоснуться с прекрасным. Описать все представленные работы и тот полёт фантазии, который продемонстрировали участники выставки, невозможно в двух словах. Дети видят мир по-своему. И на то, как они видят этот мир, стоит взглянуть. Поэтому найдите минутку свободного времени и посмотрите выставку графических работ "Точка, линия, пятно".
Вотинцева Татьяна Петровна
Анастасия Прилипкина 11"А"