Наши дети – это наша старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед другими
людьми, перед страной.
А.С. Макаренко
В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что "воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести". Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. И оставаться культурным человеком надо на протяжении всей жизни.
Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены Правила поведения в школе. "Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия" – таково первое и самое главное правило Устава, действующее в любой школе – маленькой или большой.
Преподаватель обязательно расскажет ребятам, что в школу надо приходить всегда вовремя, аккуратно одетым (деловой стиль одежды), в начищенной обуви, аккуратно подстриженным и причёсанным. От учителя школьник узнаёт, что если в класс входит взрослый, то в знак приветствия все должны встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку.
Во всех действиях в школе должен быть порядок. Учитель объяснит и те правила, которые надо соблюдать на перемене: не кричать, не бегать, чтобы не мешать окружающим. Именно педагог расскажет, как вести себя в столовой, объяснит, что класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Ведь коллектив класса – большая семья, и, чтобы не было в ней тесно, нужно знать свои поручения и выполнять их. Это и многое другое расскажет учитель.
А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень и очень многое, поскольку семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни детей. Именно в семье (ещё до школы!) формируются и закладываются основные черты характера и привычки.
Хотите, чтобы ребёнок быстро запомнил имена учителей? Тогда почаще спрашивайте его об этом, не забывайте говорить "волшебные слова", не грубите и не сквернословьте сами, так как вашу привычку обязательно переймёт ребёнок. Не демонстрируйте показную вежливость и чуткость - ребёнок начнёт вам подражать, и вы заметите фальшь в отношениях с ним. Если вы будете тактичны с другими людьми, то это станет замечательным уроком добра и человечности для вашего ребёнка.
Наблюдения за школьниками показали: они знают вежливые слова, но... употребляют лишь "здравствуйте" и "до свидания". Крайне редко дети школьного возраста говорят "пожалуйста", "разрешите", "извините". Почему? А всё потому, что в диалоге с родителями они чаще слышат "дай", "отстань", "не мешай" и подобные. Уважаемые родители, больше беседуйте с детьми, рассказывайте о том, в какой ситуации то или иное слово целесообразно использовать. Помните слова В.А. Сухомлинского, создателя народной педагогики: "Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца".
Правилам поведения в общественных местах тоже уделяется в школе огромное значение: проводятся инструктажи, воспитательные часы и внеклассные мероприятия, где рассматриваются и обсуждаются различные ситуации. Задача же родителей - во время поездки на транспорте приучать детей уважать старших, не портить государственное имущество, быть чуткими и заботливыми к окружающим. Ни для кого не секрет, что ребёнок всему подражает и усваивает те модели поведения, какие в нём закладывает его семья.
Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства; каждый педагог учит детей понимать других, проявлять сочувствие и честно признавать свои ошибки. Однако эта работа даёт результаты лишь тогда, когда слова учителя подтверждаются действиями родителей. Давайте объединим наши усилия и будем строить воспитание на основе единства взглядов, знаний, убеждений. Давайте будем помнить: поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.
"Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит только школе. Нет, школа имеет лишь весьма небольшую долю в том естественном развитии ребёнка, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь", – говорил педагог и писатель К. Д. Ушинский, чьи слова подтверждают социологические исследования сегодня. Они показывают, что на воспитание ребёнка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
Часто мы недостаточно знаем о наших правах и обязанностях, но незнание об ответственности родителей за воспитание и образование детей не уменьшает меру наказания за неисполнение ими своих обязанностей.
Психологическая служба гимназии №40