Естественная свобода человека состоит в том,
чтобы... подчиняться только законам природы.
Свобода же человека в обществе состоит
не в том, чтобы не подчиняться никакой
другой законодательной власти, кроме той,
которая установлена с согласия общества…
Дж. Локк, 1690
Воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в условиях становления правового государства и изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества, которая обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, создаёт такую моральную атмосферу, при которой люди защищены от произвола и могут осуществлять своё творчество.
В настоящее время использовать юридические и нормативные акты должен уметь каждый гражданин Казахстана. Но это может быть реализовано только при условии формирования правовой культуры.
Одной из особенностей зрелого общества является существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры всех членов общества. Для построения демократического государства нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права. Человек, достигший 18лет, должен знать свои права и обязанности.
К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. Зачастую ребята просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них ещё не попадали в такие ситуации, когда нужно эти знания применить. Однако каждый ученик должен не только знать законы, касающиеся его прав, но и уметь применять их в различных жизненных ситуациях.
Конечно, человек, не достигший 18 лет, сможет защищать некоторые свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьёзных разбирательств в суде по поводу насилия над ребёнком или жестокого обращения). Однако знания и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, когда от знаний по правовой культуре зависит личная безопасность человека. Поэтому к основным задачам формирования правовой культуры можно отнести следующее:
- расширение у школьников запаса правовых знаний, знакомство с правовым и политическим устройством общества, формирование базы правового и политического сознания личности;
- обучение школьников приёмам безопасного и ответственного поведения;
- воспитание умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям.
Таким образом, правовая культура – это совокупность правовых знаний и умений, моральных и правовых ценностных идеалов личности, которые реализуются в процессе жизнедеятельности человека. Формирование правовой культуры школьника – необходимое условие его личной безопасности. Зная свои права и обязанности, ребёнок сумеет пользоваться ими в той жизненной ситуации, где это будет необходимо.
Бушуева Дарья Васильевна, учитель права и экономики