Давайте стараться не делать ошибок! К Международному дню грамотности

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает: грамотность играет одну из ключевых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить свои таланты и способности. Грамотность – не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью её распространения среди населения Земли  и был утверждён Международный день грамотности.

     А какова же история этого праздника, который наша планета отметит в 53-й раз?
8 сентября 1965 года участники Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, проходившей в столице Ирана Тегеране, предложили утвердить Международный день грамотности. А в 1987 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции провозгласила  уже 1990-й "Международным годом грамотности". Во время Всемирного форума по образованию, прошедшем в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года, были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности. Одним из направлений деятельности стало проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Уже с 1 января 2003 года  стал действовать  одобренный и утверждённый Генеральной Ассамблеей "План действий ООН для Десятилетия грамотности", в котором ЮНЕСКО назначалось координирующим органом.  С тех пор каждый год этот международный праздник посвящён разной тематике, но цель остается одна: повышение показателей грамотности населения.
Кто празднует День грамотности?
Его отмечают и те, кто только начинает познавать её азы, и те, кто уже давно "грызет" этот гранит науки, и те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В этот день в школах и вузах проводятся уроки грамотности, конкурсы, олимпиады и викторины по языку. В  крупных городах проходят диктанты и тесты по языку среди школьников и студентов, где каждый желающий может проверить свой уровень грамотности.
Интересные факты
1. Ежегодно ЮНЕСКО присуждает две премии короля Сечжона (Южная Корея) за работу в области образования и три премии имени Конфуция за распространение грамотности.
2.Мировая статистика показывает, что наибольший процент неграмотных - 37% взрослых - проживает в Индии.
3. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
4. Неграмотность процветает не только в бедных, но и (как указывает ЮНЕСКО) в более богатых странах - Египет, Бразилия, Китай.
5. В 15 государствах земного шара  около 50% детей не имеют даже основного общего образования.
6. На сегодняшний день 750 миллионов взрослых остаются неграмотными, а свыше 100 миллионов детей вообще  не ходят в школу.

Грамотность - определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка, один из базовых показателей социально-культурного развития населения. Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, необходимо её  постоянно повышать: учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться. Ведь грамотность – это своего рода "лицо" человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди, потому что  быть грамотным – быть престижным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

А напоследок проверьте себя!
1. Определите, в каком значении употреблено слово масса.
Над маленьким садиком нависла масса высотного дома.
В лесу на нас набросилась масса комаров.
В цирке мы получили массу впечатлений.
В соревнованиях по спортивному ориентированию участвует масса народа.
На завтрак я люблю творожную массу.
Ещё мой дедушка призывал вернуть книгу в массы.
2.Прочитайте сказку Ф. Кривина. Определите, на каком языковом явлении основан смысл сказки. Найдите слово, которое обыгрывает писатель.

Парус

– Опять этот ветер! – сердито надувается Парус. – Ну разве можно работать в таких условиях? Но пропадает ветер – и Парус обвисает, останавливается. Ему уже и вовсе не хочется работать. А когда ветер появляется снова, Парус опять надувается:
– Ну и работёнка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы ещё хоть ветра не было... (Ф. Кривин)
3.Узнай слово по этимологической справке.
1)это слово произошло от общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место";
2) это слово произошло от общеславянского КОР – "рог";
3) это слово произошло от восточнославянского КОРЗАТЬ – "рубить ветки, счищать кору";
4) это слово произошло от исконно русского ХОРС – "чистый, убранный".
5) это слово произошло от лат. canus (канус) –  "собака";
6) это слово произошло от  латинского festa (феста) – "праздник";
7) это слово произошло от  латинского milis (милис) – "воин";
8) это слово произошло от греческого plane (плане) – "блуждание".
Ключ к заданиям
1.Слова для справок: тяжесть, тьма, много, множество, смесь, народ.
2.Надуваться – многозначное слово. Автор обыгрывает его прямое значение "наполнившись воздухом, стать упругим, напрячься от ветра" и переносное "рассердившись на кого-то, обидеться" (Ожегов 1990, С. 378).
3. Слова: дорога, корова, корзина, хороший, каникулы, фестиваль, милиция, планета.

Опубликовано: 6 Сентября, 2018 11:04, Просмотров: 6881