Многие родители жалуются на безответственность детей. Что хочется сказать таким родителям? Ответственность –особое свойство, которое не даётся человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это даётся легко, другим же приходится приложить усилия и напрячь волю.
Дети внимательно следят за каждым нашим шагом. Они не всегда выполняют наши просьбы и указания, но очень часто копируют поведение взрослых и, в первую очередь, - своих родителей. Поэтому, если хотите воспитать в них чувство ответственности, то начните с себя. При этом спросите себя: может ли ваше поведение служить для них примером? Не бойтесь признавать свои ошибки перед детьми. Когда ребёнок видит, что родители пытаются что-то улучшить в себе, то для него это хороший пример.
С чего начать воспитание ответственности в детях? Главное - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении или сопротивлении. Как понять? Они сами дают ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. И задача родителей - прислушаться, всмотреться и чутко прореагировать. Сочувствуете ребёнку - не делайте замечания, вызывающие у него досаду, нежелание общаться с вами. Напротив, покажите, что понимаете его. Если только критиковать ребёнка, то он никогда не научится ответственности. Опыт показывает: позитивные методы гораздо эффективнее. Любому ребёнку необходима положительная оценка. Чем чаще мы будем вспоминать о добрых делах детей, тем легче нам будет увидеть в них то хорошее, что в них есть. Те дети, которые слышат, что они способные, легко справляются с каким-то заданием. А это помогает выстроить позитивную воспитательную стратегию.
Далее. Предоставляйте ребёнку возможность проявить себя в той деятельности, которая доставляет ему удовольствие. Так вы постепенно приучите его к ответственности за порученное дело. Признайтесь себе, что и мы, взрослые, с большей ответственностью относимся к тем делам, что нам интересны. Хотя понимаем: и другие обязанности надо выполнять, потому что того требует жизнь.
Всякий раз, когда ребёнок проявляет ответственность в том или ином деле, подчеркивайте это и не забывайте его хвалить. Это помогает укрепить ему навык ответственного поведения. Детей согревают одобрения, они, как правило, стараются вести себя с большей ответственностью.
И в заключение, уважаемые родители, я хочу, чтобы вы прочитали "Притчу о разумном воспитании".
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец. - Если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, то лоза одичает. Ты же, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. А если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей, не станешь заботливо поливать её корни каждый день, то она совсем зачахнет. И лишь только при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Знайте: в любом возрасте ребёнок хочет видеть в родителях друзей. Помните: тёплая эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, - залог того, что ребенок, преодолев переживания и страхи, будет стараться стать самостоятельным и ответственным.
Социальный педагог Юлдашева Л. А.