АБАЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих.

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток, тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих…

Абай Кунанбаев

18 марта 2015 года в школе № 5 состоялся городской конкурс чтецов, посвящённый поэтическому наследию Абая Кунанбаева. Ученик нашей гимназии – одиннадцатиклассник Анатолий Матвеев – получил на этом конкурсе Гран-при. Газета «Большая перемена» поздравляет юношу с наградой и предлагает своим читателям ближе познакомиться с одним из лучших чтецов старшего звена.

−         Сколько школьников принимало участие в конкурсе?

−         В конкурсе принимали участие около 40 школьников, но в моей возрастной категории (10-11 классы) − 15 учеников.

−         Какой учитель готовил тебя к конкурсу?

−         К конкурсу меня подготовила Наталья Викторовна Мерзлякова, любимый учитель русского языка и литературы, по совместительству – мой классный руководитель. Также мне очень помог мой друг и одноклассник – Султан Таттибаев: для сценического образа мне нужно было играть на домбре, Султан виртуозно владеет этим инструментом и в два дня обучил меня несложной мелодии.

−         Какое произведение Абая вы выбрали для конкурсного чтения? Почему?

−         Мы выбрали отрывок из поэмы «Искандер». Понравилась идея поэмы и притчевая форма её выражения.

−         Какой образ из созданных Абаем тебе ближе – образ Искандера-завоевателя или образ Аристотеля-философа?

−         Оба – исторические личности, их образы прекрасно воссозданы Абаем. Но мне все-таки ближе образ Аристотеля. Наверное, потому, что он олицетворяет собой безграничную мудрость и верность своему царю, к тому же именно из его уст звучит главное назидание поэмы.

−         Образ Искандера /Александра Македонского/ − один из любимых образов в восточной литературе: он – сильный и мудрый властитель, несущий благо покорённым народам. Какой характеристикой наделяет его Абай?

−         Абай наделяет Искандера отрицательными качествами. В произведении царь Македонский представлен безжалостным, алчным тираном, который сеет зло и разрушение, которому нужны только богатства и земли чужих стран. В поэме Искандер настолько обезумел от своих побед и славы, что потерял чувство меры и самообладание.

−         Выразительное чтение зачастую требует «вхождения в образ», насколько легко или сложно тебе перевоплощаться на сцене? Испытываешь ли ты волнение, когда начинаешь читать первые строки произведения?

−         На сцене я довольно легко, как мне кажется, перевоплощаюсь в художественный образ, с этим я не испытываю проблем. Но при чтении первых строчек я всё равно волнуюсь так, словно впервые стою перед зрителями, хотя выступал уже много раз. Вскоре, правда, волнение целиком отступает и я уверенно и спокойно продолжаю читать.

−         Ты один из лучших чтецов нашей гимназии. Кто привил тебе любовь к поэтическому слову? Кто научил чувствовать стихи?

−         Спасибо. Любовь к поэзии мне ещё в раннем детстве привила бабушка. Когда был совсем маленьким, она учила на слух запоминать стихи и требовала, чтобы я как можно более выразительно их читал. С этого всё и началось. Именно бабушка научила меня чувствовать и любить поэзию.

−         Насколько важно для тебя установить контакт со слушателями-зрителями во время исполнения стихов?

−         Установить контакт со зрителем, особенно с жюри, − залог отличного выступления. Зритель должен понимать, что ты читаешь стихотворение не только для себя, но и для него тоже, он должен полностью погрузиться в атмосферу произведения, поверить тебе, а без установления контакта это невозможно.

−         Какая лирика тебе ближе – гражданская, любовная, пейзажная, философская? Почему?

−         Больше всего люблю философскую лирику. Она раскрывает самые насущные проблема человека и общества, заставляет задуматься над этим. Порой достаточно одного стихотворения, чтобы полностью поменять ценности и взгляд на мир. Также люблю гражданские и любовные темы. Они просты в понимании и доставляют истинное удовольствие при чтении.

−         Чтец должен обладать отличной памятью. Легко ли ты запоминаешь стихи? Есть ли какие-то хитрости, которые помогают тебе быстро выучить текст?

−         Стихи запоминаю быстро и легко. Никаких хитростей нет, просто представляю себя героем стихотворения, пытаюсь увидеть мир его глазами и пережить всё, что переживает он, это очень помогает в заучивании стихотворений.

−         Сейчас большое распространение получили аудиокниги. Мешает ли тебе «чужой» голос воспринимать текст?

−         Аудиокниги очень удобны, я частенько слушаю их по пути в школу или на тренировки. Чужой голос, если он правильно поставлен и выразителен, нисколько не мешает воспринимать текст, а наоборот, вовлекает в художественный мир.

−         Наверное, профессия по озвучиванию книг – одна из самых актуальных в 21 веке… Хотелось бы тебе попробовать себя в этой профессии?

−         Мне бы вообще хотелось попробовать всё! И озвучивание книг – очень неплохой вариант. Ведь твоим основным занятием станет чтение книг, а я очень люблю это делать!

 

Анатолий заканчивает 11-й класс, впереди – нелёгкий выбор профессии и взрослая, интересная жизнь, желаем ему реализовать все свои способности и таланты!

Елизавета Остапович, Дарья Кирьянова, 9 «В» класс

Опубликовано: 8 Апреля, 2015 05:44, Просмотров: 2036