Почему ребенок не хочет учиться? Ошибки родителей

Ежегодно у многих учащихся стремление к достижениям в учёбе и мотивация к обучению снижается. Причём, если раньше в такую категорию попадали в основном подростки (в связи с переходным периодом), то сегодня снижается мотивация к обучению даже у малышей начальной школы. Хотя, безусловно, школьные успехи и неудачи – это ещё не показатель исключительно умственного развития и способностей. Успеваемость в школе складывается из суммы умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребёнку, не заинтересованному в обучении, довольно-таки сложно сначала получить знания, а потом суметь применить их на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости, интеллектуальной пассивности, а неуспеваемость – к отклонениям в поведении. Давайте рассмотрим, с чего же всё начинается?

Ошибка родителей №1
Родители полагают: если ребёнок много знает для своего возраста, то он готов к обучению в школе. Но интеллектуальная готовность не есть синоним готовности психологической, которая определяется умением подчиняться определённым правилам и делать не то, что хочется сейчас, а то, что выполнить необходимо. Здесь важно развивать у детей умение преодолевать себя и приучать их делать не только то, что нравится, но и необходимое, что не нравится. А это задача ещё дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2
Ребёнка рано отдают в школу, сбрасывая со счетов биологическое созревание: костный и зубной биологический возраст. Биологически несозревшего малыша лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука, проверить которую можно следующим образом: попросите поставить точки в клеточки. В норме –70 точек за 1 минуту. Результат ниже? Вполне возможно, что рука ещё не окостенела. Что касается зубов, то к моменту поступления в школу должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность к школе ведёт к тяжёлой адаптации: ребёнок быстро устаёт и не справляется. А это шаг к тому, что ученик начнёт тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3
У ребят, не посещавших детский сад, нет контакт со сверстниками, и как результат – отсутствие произвольного поведения, т.е. ребёнок вынужден, играя с другими, соблюдать определённые правила, даже если ему не по душе. Он теперь, живя в коллективе, должен считаться с чужим мнением и желанием.
Ошибка родителей №4
Если неблагополучие в семье, то дети, привыкшие к высокому отрицательному эмоциональному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже не реагируют на проблемы, связанные с учёбой и отметками – у них просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5
Отсутствие чёткой организации жизни школьника, несоблюдение им режима дня, безнадзорность в быту. Но в тоже время дети, помимо школы посещающие интересные занятия, кружки, спортивные секции, несмотря на большие нагрузки, более мотивированы на учёбу.
Ошибка родителей №6
При нарушении единства требований к ребёнку у него появляется лазейка сделать что-то не так, как надо, "столкнуть родителей лбами" или пожаловаться бабушке и дедушке на мать и отца.
Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, шантаж, физическое наказание или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8
Слишком завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка: усмотрение злого умысла, лени, хотя для их проявления нередко возможны вполне объективные причины: соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и прочее.
Ошибка родителей №9
"Убивание" мотивации к обучению: высмеивание, некорректные высказывания, сравнение с другими детьми, одноклассниками, "загон" ребёнка в ситуацию неуспеха или неудачи. Однако наиболее распространённая и не всегда даже осознаваемая ошибка родителей –это проецирование своих ожиданий на дочь или сына.
Ошибка родителей №10
Родители зачастую считают: дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и не допускают даже мысли, что их ребёнку это совсем не интересно. При этом давление родителей тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Уважаемые родители, помните: ваш ребенок – это личность, которая ничего не должная Вам, но которая до определённого момента зависит от Вас и нуждается как в поддержке, так и в признании её как самодостаточной. Очень надеюсь, что каждый заинтересованный, будь то родитель или педагог, поняв механизмы действий и применив полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Поскольку, только имея мотивацию к обучению и развитию, дети вырастают целеустремлёнными и способными на ответственные решения.

педагог - психолог Скопинцова Юлия Валерьевна

Опубликовано: 9 Сентября, 2021 06:57, Просмотров: 1211