Правила на все времена от Юлии Гиппенрейтер

Её книги совершили настоящую революцию в области воспитания. Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих многочисленных книгах по психологии обращает внимание родителей на то, как они взаимодействуют со своими детьми и как разговаривают с ними. Мы выбрали, на наш взгляд, самые важные рекомендации и  высказывания известного психолога о поведении детей и родителей, чтобы вы могли лучше понимать друг друга.

1. Безусловно, принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!"
3. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
4. Завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было "с мамой". Зона дел "вместе" - это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее.
5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
6. Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
7. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
8. Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
9. Придумайте несколько занятий или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребёнок ждал их и знал: они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их тогда, когда случился действительно ощутимый проступок.
10. Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - всё равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
11. Ребёнку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших — свобода исследовать мир и получать впечатления. Ребёнок исследует свои возможности - и потихонечку поднимает планку. Когда он маленький, он хочет повыше залезть на дерево, подрастая - убежать с друзьями в соседний двор, став ещё старше, - вернуться домой позже обычного. Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители. Помните: нотации и запреты бессильны.
12. Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.

кафедра психологии гимназии

Опубликовано: 12 Мая, 2018 06:42, Просмотров: 4496