Урок "Налоги", 9 класс

Бушуева Д. В., учитель экономики и права28 Октября, 2015 17:57

Тема: Налоги.

Цели: - познакомить учащихся с системой налогов;

           - систематизировать знания учащихся о налогах, видах налогов;

          - развивать умение сравнивать, анализировать, выявлять отличия,       существенные признаки налогов.

Оборудование и ресурсы: презентация и видеоролик о налогах; чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры.

Тип урока: комбинированный.

Метод урока: эвристический.

Результат: учащиеся смогут  систематизировать знания  о налогах, видах налогов, научатся анализировать, выявлять отличия и  признаки налогов.

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

1)    Приветствие учащихся.

2)     - Ребята, сегодня мы будем изучать тему «Налоги» (слайд № 1).  Эта тема нам отчасти уже знакома из курса обществознания. Наша задача на уроке: повторить все, что мы знаем о налогах (Что такое налоги? Виды налогов) и расширить наши представления о налогах новыми знаниями, новыми сведениями.

II.               Повторение и обобщение ранее изученного.

Учитель: Сегодня вам предстоит работать в группах. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

- Что такое налоги? Какие характерные  признаки имеют налоги? Каждый подумайте в течении 10 секунд. Теперь обсудите с товарищем по плечу (30 секунд, время, обсуждение закончили) и с товарищем по лицу (30 секунд, время, обсуждение закончили).

- Стол № … ученик №… дайте ответ на вопрос. (Повторить 2 раза – разные столы).

- А теперь правильный ответ смотрим на слайде. Запишите в тетради определение понятия «налоги» (слайд № 2).

- Что вы знаете о видах налогов? Каждый подумайте, составьте классификацию (30 секунд).

-  Теперь обсудите с товарищем по плечу (30 секунд, время, обсуждение закончили) и с товарищем по лицу (30 секунд, время, обсуждение закончили).

- Стол № … ученик №… дайте ответ на вопрос.

- Подумайте каждый. Приведите примеры   налогов по каждой классификации.

- Стол № … ученик №… дайте ответ на вопрос.

- Схема демонстрируется на слайдах № 3,4,5. Если необходимо, учащиеся корректируют свои схемы.

Вывод: в основе классификации налогов лежит определенный принцип: по способу взимания – прямые и косвенные, по уровням бюджета, в который они зачисляются – местные, государственные, по налогоплательщикам – с физических и юридических лиц.

III. Изучение нового материала. Основная часть.

1)    Объяснение учителя о системе налогов: В налоговом праве существует понятие «система налогов». В нее входят собственно налоги, сборы и пошлины. Объектом налогов являются, как мы уже знаем, доходы, имущество, отдельные виды деятельности. Объект сборов – право, представляемое физическим и юридическим лицам (например, право торговли товарами с рук, право использовать местную символику при производстве товаров и т.д.). Объектом пошлины является выдача (оформление) документа (например, выдача лицензии на вывоз товаров, регистрационного свидетельства).

2)    Разбор проблемного вопроса.

- Как видим, в государстве установлено достаточно много налогов, сборов, пошлин, которые так или иначе носят принудительный характер. На этот счет существует много мнений. (слайд № 6 с высказываниями известный людей о налогах). А как думаете вы? (слайд с тремя точками зрения о необходимости платить налоги):

-  Налоги нужно платить всегда, так как это – соблюдение законов государства.

- Нужно платить только справедливые, с нашей точки зрения, налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

- Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог  - это грабеж.

 (В разных местах на стене прикреплены цветные листы бумаги: малиновый цвет  - «платить налоги необходимо и обязательно; белый цвет - «платить налоги необязательно, на выбор»; фиолетовый цвет - «отменить налоги»).

- Подумайте, какая точка зрения вам наиболее близка и после моей команды вам необходимо пройти к той табличке, которая соответствует вашей позиции.   (Направляясь к углам учебного класса, ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме). Слайд № 7.

- Встаньте, задвиньте стулья. Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды.

 - В каждом углу пары обсуждают причины своего выбора. (1 -  30 секунд, время, остановили обсуждение.  2 – 30 секунд, время, остановили обсуждение). Поблагодарите своего партнера.

- Объясните нам  свою точку зрения.

- 1 угол: Отвечает в паре тот, у кого светлее волосы.

- 2 угол: отвечает в паре тот, у кого одежда более темного цвета.

- 3 угол: отвечает тот, у кого светлее глаза.

- Спасибо, ребята. Поблагодарите своих партнеров. Пройдите на свои места.

- Показ видеоролика о налогах.

Вывод: В современных условиях своевременный сбор налогов имеет чрезвычайно важное значение. Граждане все яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не пополняется государственная казна. Поэтому в основном законе страны  -Конституции РК -  платить налоги – не право, а обязанность. Это необходимо знать каждому. Об этом свидетельствуют мнения ваших сверстников.

 - Демонстрация слайдов с отрывками их школьных сочинений. Слайд № 8.

IV.Итог урока. Домашнее задание. Слайд № 9.

- Рефлексия: уходя из класса приклейте стикеры: красные, если вам урок понравился на яблоню, желтые прикрепите на лимонное дерево  – если есть какая – то неудовлетворенность от работы на уроке. (Стикеры приклеиваются на специально нарисованных на листе деревьях).

- Домашнее задание:

- всем: знать определение понятия «налоги», их классификацию; система налогов (записать в тетрадях).

Выбрать то задание, которое, на ваш взгляд, вам необходимо выполнить:

1) отличие косвенных налогов  от прямых.

2) составить 5 тестовых заданий части А, 1 задание В1, 1 задание В2.

 Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/6Ri3/qXGsPKXBe

Приложения: