Урок "Односоставные предложения"

Радюкова Н.Ф., учитель русского языка и литературы18 Октября, 2011 09:00

Тема: Односоставные предложения

Цель: Обобщить и систематизировать знания об односоставных

предложениях, их отличиях от неполных, выяснить их экспрес-сивные возможности в художественном тексте. Развивать мыс-лительные способности учащихся в ходе контроля знаний. Использовать проблемные ситуации на уроке с целью реализации принципа развивающего обучения. Формирование интереса к предмету.

Оборудование: интерактивная доска.

         Ход урока:

  Учитель задает вопросы обобщающего характера по теме. Например : на какие группы делятся односоставные предложения и по какому признаку? Учащиеся называют грамматические значения сказуемых односоставных предложений с одним главным членом – сказуемым. Затем проводится грамматический  диктант:

   Определить вид односоставных предложений по характерным граммати-ческим признакам сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом:(учитель называет грамматические формы)

глагол в 1 лице, ед. числе

глагол в 3 лице, мн. числе

глагол  во 2 лице, мн. числе

глагол в прошедшем времени, мн. числе

глагол в повелительном наклонении

глагол во 2 лице , ед. числе, действие относится к любому человеку

глагол  в 3 лице, ед. числе

глагол в 1 лице, мн. числе

глагол в прошедшем времени, ед. числе

 Делается вывод об отличительных признаках односоставных и двусоставных неполных предложениях.

   С целью проверки умения отличать виды односоставных предложений на конкретных примерах, проводится графический диктант с дальнейшей проверкой?

  1. Напиши мне письмо из джунглей банановых.
  2. Умную голову почитают смолоду.
  3. Узнаю тебя, жизнь!
  4. В молодые годы сердце не остудишь.
  5. В дверь тихонько постучали.
  6. Храни меня, мой талисман.
  7. Его в степи без чувств нашли.
  8. Береги честь смолоду.

   С учащимися проводится беседа о роли односоставных предложений в худо-жественном тексте.

   Учитель: читаем в поэме « Медный всадник» А.С. Пушкина:

                                      Люблю тебя, Петра творенье,

                                      Люблю твой строгий, стройный вид,

                                      Невы державное теченье,

                                      Береговой ее гранит.

  Что изменится, если к глаголу «люблю» подставим местоимение «я»? Какова роль определенно-личных предложений в тексте?

Делается вывод:  фраза становится громоздкой, внимание на себя «перетягива-ет» местоимение я.

Известный лингвист А.М. Пешковский писал: «… предложения с местоимении-ями являют собой речь более вялую, разжиженную, но ничем не более ясную ».

М.В. Ломоносов утверждал: « Умолчание» личных местоимений перед спрягае-мыми формами глаголов «украшению» служит».

   Учащиеся определяют тип односоставных предложений, представленных ниже, а затем указывают, кто производит действия в этих предложениях:

-*  Но пить ему (Гульсары) не давали. Вечером, не расседлывая, чуть только приослабив подпруги, его поставили у коновязи на выстойку.

                                                                                     (Ч.Айтматов).

*  Десять суток нам дают на отдых!

                                                                                     (С.Наровчатов).

         (предложения даны на интерактивной доске в виде презентации)

Учащиеся делают вывод о роли неопределенно-личных предложений в худо-жественном тексте.

А.М. Пешковский говорил о данном типе предложений : « Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представ-лено как неизвестное, неопределенное».

    Учащиеся, работая над следующим типом предложений, определяют, какой общей мыслью объединяются предложения из стихотворного текста?

                                      Берегите землю!

                                      Берегите

                                      Жаворонка в голубом зените,

                                      Бабочку на листьях повилики,

                                      На тропинках солнечные блики…

                                      Берегите Землю!

                                      Берегите

                                      Чудо песен

                                      Городов и весей,

                                      Мрак глубин и волю поднебесий…

                                      Берегите Землю!

                                                                                     ( М.Дудин.)

Какова роль обобщенно-личных предложений в тексте? Почему поэты их так «почитают»?

 …Учитель предлагает заменить безличные предложения двусоставными. Что при этом изменилось? (стихотворный отрывок представлен в виде презентации)

Мне не спится, нет огня,

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

                                     ( А.С.Пушкин)

Какова роль безличных предложений в тексте?

 А.А. Потебня считал, что безличные предложения произошли из двусоставных. В древности люди не знали, как объяснить состояния тревоги, болезнь  человека, считали , что в этот момент в них вселяется нечто. Поэтому и появились безлич-ные предложения, в которых не указывался производитель действия.

   Сравните два варианта  стихотворного текста. Какому варианту отдает предпочтение автор и почему? (материал представлен в виде презентации )

Черновой вариант                                Окончательный вариант

А под ним лежал берег правый,-              Переправа, переправа…

Снег, укатанный, втоптанный в грязь-       Берег левый, берег правый,

Вровень с кромкою льда. Переправа         Снег шершавый, кромка льда,

В шесть часов началась…                        Кому память, кому слава,

                                                                      Кому темная вода…

                            ( А.Твардовский )

Учащиеся говорят о роли назывных предложений в художественном произве-дении, о картинности образов, емкости их и эмоциональной насыщенности. В черновом варианте автор предлагает посмотреть на картину переправы его гла-зами, передача информации точная, эмоции скрыты. В окончательном варианте мы смотрим на переправу глазами участников событий.

   Делается общий вывод о роли односоставных предложений в художественных текстах.

     Учитель говорит о том, что назывные предложения поэты и писатели упот-ребляют очень осторожно:один молодой поэт прислал в редакцию стихотворе-ние, состоящее почти сплошь из назывных предложений. Редакция ответила, что так действительно очень легко писать стихи, можно перечислять, что видишь, и считать это стихами.

Например:

                           Магазин

                   Полы. Прилавки. Покупатель.

                   Чулки. Сорочек ряд. Духи.

                   Перчатки. Шляпы. О. Создатель.

                   О. как легко. Писать. Стихи.

Грамматический конструктор». (используются возможности интерактивной доски)

 Учащиеся получают задание «собрать» безличное предложение из отдельных элементов, объединив эти слова линиями. Если задание выполнено верно, то получится строка из стихотворения Н.А. Некрасова.

                       Слушать, вьюгу, грустно, осеннюю, нам.

                       ( Грустно нам слушать осеннюю вьюгу)

Учащимся задается проблемный вопрос:

  Что изменится в предложении, если инфинитив поместить перед наречием? (Получится двусоставное предложение)

Задание из «Занимательной грамматики»  (автор Александров):

   Учительница дала домашнее задание: выписать из литературных произведе-ний безличные предложения. Вот что выписала ученица:

Встречать тебя мне приятно.

Учиться никогда не поздно.

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.(предложения даны в виде презентации на интерактивной доске)

При проверке домашнего задания учительница указала, что задание выпол-нено неверно. В чем ошибка ученицы?

Учащимся предлагается вспомнить способы выражения сказуемых безличных предложений. После чего они в предложениях находят сказуемые и определяют, чем они выражены (предложения представлены в виде презентации) :

Там на улице холодом веет.

В горнице моей светло.

Поутру снега словно не бывало.

У природы нет плохой погоды.

Вам  не видать таких сражений.

Скоро светать будет.

Радостно  видеть нам дружные всходы.

Ни огня, ни черной хаты.

   В связи с тем, что последнее предложение односоставное, неполное,учащиеся рассказывают об отличительных признаках односоставных полных, односостав-ных неполных и двусоставных неполных предложений.

    Учащиеся составляют 3 предложения ( назывное, двусоставное полное,  двусоставное неполное ), используя предложенные слова:

       Вечер, тайга, река  ( в качестве подлежащих)

       Глубокая, дивный, кругом. ( в качестве сказуемого)

После выполненной работы ученики рассказывают об отличительных признаках  полученных предложений.

Учащиеся делают вывод об отличительных признаках всех видов одно-составных предложений и их отличии от неполных односоставных и двусостав-ных предложений.

Домашнее задание: Составить лист контроля по теме.