Урок "Назывные предложения"

Радюкова Н.Ф., учитель русского языка и литературы16 Ноября, 2011 18:37

Тема:   Назывные предложения

Цель:  Повторить и обобщить теоретические сведения по теме.  Научиться отличать назывные предложения от других односоставных предложений,  а также   двусоставных с составным именным сказуемым,  определять роль назывных предложений в художественной речи.   Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.  Воспитывать внимательное отношение к слову, формировать умения выражать мысли с использованием данных типов предложений.

Методы:  частично-поисковый, репродуктивный

Формы: фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вводно-мотивационный этап.

3. Работа по основной теме урока:

   а) составление обобщающей таблицы теоретических сведений;

   б) тренировочное упражнение;

   в) построение назывных предложений;

   г) разграничение назывных и двусоставных неполных предложений;

   д) определение стилистических ресурсов данных предложений.

4.Закрепление знаний. Выводы.

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.

7.Выставление отметок.

Оборудование:  презентация,  интерактивная доска,  AktivInspire  Studio

Ход урока:

Слайд 1  Односоставные предложения

Учитель:  На прошлых уроках мы изучали односоставные предложения с главным членом сказуемым при отсутствующем подлежащем.  Назовите эти предложения. Определяли способ выражения сказуемого и его грамматическую форму, что сейчас и вспомним.

1. У доски работа  со схемой: дополнить недостающую информацию ( 2 слайд)

2. Класс (фронтальный опрос) : Сказуемым  какого односоставного предложения  могут быть слова?

НЕ  БЫВАТЬ (б-л),  ПОЙМИТЕ (о-л),   ПОСПЕШИШЬ (о-л, об-л),  НЕТ (б-л),  СТРОЯТ (н-л),  ЛЕГКО  ПРЕДСТАВИТЬ (б-л),  ОТВЕДУ (о-л),  СЛУШАЙ   (о-л),  СМЕРКАЛОСЬ (б-л),  ТЕПЛО (б-л),   ОТПУСТИЛИ (н-л),  БУДЕМ ГОВОРИТЬ   (о-л),   ПАХНЕТ (б-л),   ПРИЗНАЮСЬ (о-л),  ПОРА СПАТЬ (б-л), БЛАГОДАРЯТ (н-л, об-л), ПОКОРМИТЕ (о-л, об-л)

Подсказка:  Не бывать войне.  Поймите мня правильно.   Поспешишь – людей насмешишь, Нет на небе облаков. За городом что-то строят. Мне легко представить этот эпизод. Отведу-ка тебя к родителям. Слушай меня внимательно. Смеркалось летом поздно.  Тепло, несмотря на позднюю осень. Отпустили нас к вечеру. Будем говорить с тобой долго. Чем-то приятно пахнет. Признаюсь,  мне было страшно.  Вам давно пора спать.  Благодарят за подарок обязательно.  Покормите птиц зимой.     

3. Учитель : именно так «Покормите птиц зимой» называется стихотворение А. Яшина                          

  1. Чтение ст. «Покормите птиц зимой» (А.Яшин) на фоне слайда 3
  2. Беседа :  Актуально ли это стихотворение для нас? Есть ли среди вас те, кто помогает птицам  зимой?
  3. Выполнение работы на  4 слайде: записать номер предложения и определить его вид по составу грамматической основы.
  4. Проверить правильность выполнения задания на  5 слайде (у доски)
  5. Учитель:    О каком односоставном предложении у вас меньше всего сведений? (Назывные

4. Сообщение учащегося:  1) Изучение односоставных предложений  восходит к научным исследованиям А.А. Шахматова. Назывные   предложения среди всех односоставных предложений занимают, по мнению А.А. Шахматова, особое место: они названы  бессказуемо-подлежащные.  А.М. Пешковский  считал, что у этих предложений существительное в именительном падеже и есть сказуемое. Некоторые ученые называют их номинативными.

2)  Я – назывное предложение. Многие считают меня неполноценным предложением, наивно полагая, что мне не хватает сказуемого. Но это ошибка. Я и без сказуемого могу быть самостоятельным и  передавать самую разную информацию. Могу представить окружающую среду: Летний парк. Уютная беседка. А если нужно рассказать о природном явлении, воскликну: «Ну и мороз!» Восхитило меня что-то – непременно отмечу: «Какая красота». Помогу указать на что-либо: «Вот нужный нам дом». Меня очень любят писатели и поэты. Я помогаю им зачастую в начале работы:  «Мороз и солнце! День чудесный»

5. Вопрос учителя:    В каких стилях выдержаны сообщения? Что вы узнали из 1 и  2 сообщений о назывных предложениях?

6. Учитель: Назывные предложения следует отличать от предложений других типов. Рассмотрим их признаки подробнее на примерах и заполним таблицу: слайд 8 переписать таблицу     Слайд  9        для  заполнения  таблицы

1. Снеговое раздолье. (С. Есенин). 2. Вон солнце, голубое небо. (Куприн). 3. Ах, эта оттепель среди зимы!(Н. Шоляк) 4. Какие синие, бездонные глаза! 5. Внимание!

грамматическая

основа

значение

временной план

распространители

только подлежащее 

наличие окружающей среды или предметов

всё  происходит в настоящем

слова, зависящие

от подлежащего (определения)

 

указание на что-либо

 

 

 

описание природного явления

 

 

 

описание внешности или состояния человека

 

 

 

побудительно-пожелательное значение

 

 

7.  Учитель :  В конце назывных предложений на письме ставятся точка, восклицательный,  вопросительный знак или многоточие: (просмотр таблицы, слайд 10)

8. Охарактеризуйте предложения по таблице.   Слайд 11

  1. Санки, горки и коньки, насквозь мокрые носки. (Е. Русанова). 2. Этих снежинок смесь, этого снега прах. (Р.Рожд.) 3. Вот моя деревня, Вот мой дом родной…(И.Суриков). 4. Белая равнина, полная луна…(А.Фет). 5. Пристальный, жестокий взгляд. 6. Голос! 

9. Учитель: Назывные предложения часто используются в художественных текстах, так как  они обладают  большой выразительностью.             (чтение наизусть отрывков из ст.)

1.Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
                                        (К. Бальмонт.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
                                      (Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
                                     (Б. Пастернак.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
                              (К. Ваншенкин)

5. Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
                        А.Блок

 

10. Учитель:  один начинающий  поэт прислал в редакцию слабые стихи, состоящие из назывных предложений. Редакция иронично  ответила так:  такие стихи писать легко, нужно прийти куда-то и перечислять, что видишь.  Например, «Магазин»:

                                  

Полы. Прилавки. Покупатель.

Носки. Сорочек ряд. Духи.

Перчатки. Шляпы. О, создатель.

О, как легко писать стихи.

11. Учитель :  Посмотрите  видеоролик,  составьте  назывные предложения  к кадрам.  Слайд  12

12. Задача:  слайд 13  Одинаковые ли предложения по составу грамматической основы?

1.Ярко-розовая грудкаДва блестящие крыла.   2. У меня снегирь живой. (А.Барто).

А)  сравните  предложения , указав главные члены предложения  В)  сравните предложения, указав второстепенные члены  С) сравните предложения, определив,  от каких слов  зависят второстепенные лены   ВЫВОД:  чем отличаются предложения ( распространители назывных предложений зависят от подлежащего. Если второстепенные члены предложения относятся   к сказуемому, то это   двусоставное неполное предложение)

13. Учитель: разделите по номерам назывные и двусоставные предложения слайд 14 (проверка слайда с разными слоями)

1. Звоны мерзлые осин. 2. Синий туман. 3. И летающих звезд благодать. 4.Снега почти до крыш. 5. На елках иней. 6. Пламя белое берез. 7. Снег на крыше, на крылечке.

14. Учитель  (слайд 15):    восстановите   текст Тургенева, заменяя двусоставные предложения на назывные .

   Мы видим  вершины Альп. На них  целая цепь крутых уступов...Это  самая сердцевина гор. Над горами   бледно-зелёное, светлое, немое небо. Установился  сильный, жёсткий мороз.  На горах лежит твёрдый, искристый снег.  Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Слайд 16.    Для проверки

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев.)

15.Вывод

16.Итог

17. Домашнее задание: параграф №  25   , упражнение № 225