Урок "Развитие половых клеток, оплодотворение, двойное оплодотворенние", 10 класс

Пандикова Л. А., учитель биологии17 Октября, 2011 18:28

Тема урока по биологии в 10 классе:

"Развитие половых клеток, оплодотворение, двойное оплодотворенние"

Цель:  При изучении новой темы сформировать понятие о мейозе, сперматогенезе, овогенезе, оплодотворении у животных и двойном оплодотворении цветковых растений.

Задачи:

  1. Образовательная: Дать понятие о митозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах, показать биологическое значение кроссинговера. Подчеркнуть эволюционное происхождение мейоза на базе митоза и его приспособительное значение для жизни вида. Сформировать понятие об оплодотворении как о необходимом условии возникновения нового организма половым путем и восстановления диплоидного набора в клетках. Показать материальную преемственность поколений, значение объединения материнской и отцовской наследственности для постоянства и эволюции вида.
  2. Развивающая: Развивать навыки изучения явлений в сравнительном плане, в составлении текстовых таблиц, использовании схем,  рисунков, тестов. Активизировать мыслительные способности, работая на компьютере. Развитие самостоятельности в изучении и закреплении нового материала.
  3. Воспитательная: Воспитание экологического мышления, формирование здорового образа жизни. Содействовать формированию мировоззренческих понятий познаваемости мира и природы.

Оборудование:  Разработанный компьютерный урок по данной теме.

Интерактивная доска. Раздаточный материал (рабочие листы для учащихся).

                                                     ХОД УРОКА.

1. Организационный момент:

Объявление целей и задач урока, порядок работы на уроке, раздача учащимся рабочих листов. Запись домашнего задания.

Домашнее задание: параграфы 19, 20.

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный и  поставьте его номер напротив вопроса.

ВОПРОСЫ:

  1. В результате какого процесса гаплоидный набор хромосом переходит в диплоидный?___________
  2. В  результате какого процесса диплоидный набор хромосом переходит в гаплоидный?___________
  3. Какие клетки содержат гаплоидный набор хромосом?_______________
  4. Какие клетки содержат диплоидный набор хромосом?_______________
  5. Какие клетки образуются в результате мейоза?____________
  6. Какая диплоидная клетка дает начало зародышу?__________
  7. Результатом какого процесса является рост организма?_________

 ОТВЕТЫ:

А – зигота. Б – женские гаметы. В – мужские гаметы. Г – оплодотворение. Д – соматические клетки. Е – митоз. Ж – мейоз. З- гаметы.

 2. Заполните таблицу : «Сравнение митоза и мейоза».

 

 

             Митоз

                  Мейоз

Сходство

 

 

Отличие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проверка усвоения предыдущей темы.  (Слайды: Задания № 1,2).

Весь урок проводиться в послайдовом режиме. Задания в обучающей программе дублируются на рабочем листе учащихся. В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист – это и будет являться закрепляющим материалом урока.

3. Изучение нового материала.

Весь урок разбит на блоки:

  1. Мейоз.
  2. Сперматогенез и овогенез.
  3. Строение яйцеклетки и сперматозоида.
  4. Оплодотворение у животных.
  5. Оплодотворение у цветковых растений.

Каждый блок имеет теоретический материал, и материал для закрепления (рабочий лист). Подача урока в таком виде облегчает усвоение сложных терминов, и легко воспринимается учащимися.

4. Закрепление изученного материала.

В конце урока, для закрепления материала проводится тест-обучалка. Тест-обучалка  состоит из вопросов и пяти вариантов ответа, что соответствует современным требования ЕНТ. Каждый правильный ответ осуществляет переход к следующему вопросу, а неправильный возвращает к первому. Такой метод закрепления материала дает 100% усвоения урока.

5. Подведение итогов урока.

Проведение такого компьютерного урока, позволяет оценить работу каждого ученика.