Урок "Основные группы односоставных предложений", 8 класс

Осипова Т.В., учитель русского языка и литературы15 Ноября, 2011 08:50

Цели:

1. Познакомиться с основными группами односоставных  предложений.
2. Формировать умения находить  данные предложения по их значению и структурным особенностям.
 3.Провести наблюдение за ролью данных предложений в речи.

Оборудование: интерактивная доска; презентация; карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

1. Теоретическая разминка.Слайд № 1 (Терминологический кроссворд). Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов. (Ответы.  1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

2. Сообщение темы и целей урока. Слайды № 2 и № 3 (Тема и цели урока).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с односоставными предложениями и способами выражения в них грамматических основ, понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте. (Запись темы урока в тетрадях).

3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях (Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь  сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах). Слайд № 4 (Ппортреты Ф.И.Буслаева, А.Х. Востокова, А. А. Потебни и А. А. Шахматова).

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами. Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич  Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным. Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка". А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей  актуальности. В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

4. Ознакомление с видами односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

Видеофрагмент. Слайд №5.

5. Беседа по вопросам на усвоение темы. Слайд №6.

1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы?

2. Как называются предложения с главным членом предложения сказуемым?

3. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?

4. Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?

6. Знакомство с обобщенно-личными предложениями. Слайд 7, 8.

    Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.

Цыплят по осени считают (т.е. все должны поступать так). Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! (т.е. все могут увидеть)

Логическая игра «Собери пословицу»

  1. Умную голову…
  2.  Бездонную бочку…
  3.  Без труда…
  4.  После дела…
  5.  Дело словом…


  1. … не заменишь
  2. … за советом не ходят
  3. … не вынешь и рыбку из пруда
  4. … водой не наполнишь
  5. … почитают смолоду

7.  Схема деления односоставных предложений на группы. Слайды 9-11.

8. Упражнение на определение групп односоставных предложений. Слайд №12.

- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

Определите  вид предложения. Подчеркните грамматическую основу.

1. В дверь постучались.  2. Спешу к вам на помощь. 3. Подмораживает. 4. На этой реке нет мостов. 5. В этот час было тихо. 6. Соловья баснями не кормят. 7. Составьте  график дежурства. 8. Земская  больница. Утро.

9. Игра на внимание. Слайд №13.

Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если:

  • сказуемое выражено словом НЕТ;
  • сказуемое выражено неопределенной формой глагола;
  • сказуемое выражено глаголом в форме мн.ч., прошедшего времени;
  • действующее лицо мыслится обобщенно;
  • в предложении есть только подлежащее;
  • сказуемое выражено глаголом в форме 2 лица настоящего времени

10. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века. Слайды № 14-17 (Портреты поэтов и стихотворные тексты). Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт)

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И  молча жду, - тоскуя и любя. (А. Блок)

(Определённо-личные предложения. Субъект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных 

Отоснилась ты мне навсегда.  (С. Есенин)

( Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

За что-то меня упрекают

И в чём-то согласны со мной:

Так исповедь льётся немая

Беседы блаженнейшей  той. (А. Ахматова)

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

Выводы:  Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции, которые:

  1.  оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты;
  2. живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел.
  3. помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

11. А.Фет «Шепот, робкое дыханье…» Слайд №18.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

12. Дружеский шарж И. Игина. Слайд №19.

Поле. Полночь. Полустанок.

Звёзды. Росы. Тишина.

Утро. Вечер. И рубанок.

Гвозди. Мыло. И луна.

Рокотанье. Нагнетанье.

Семафоры. И кусты.

Чей-то храп. И бормотанье.

Бутерброды. И мосты.

13. Рефлексия. Слайд №20.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Тема показалась мне …, потому что …
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего было …
  • Особенно интересным мне показался ... этап урока

14. Домашнее задание. Слайд №21.

1. §21 прочитать; 2. упр. №170 (по заданию)

Приложения: