Игра «Звездный час», посвященная биографии и роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Радюкова Н.Ф., учитель русского языка и литературы27 Февраля, 2012 09:48

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении творчества М.Ю. Лермонтова.
  2. Развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли, логическое мышление, формировать у детей способность внимательно и вдумчиво относиться к слову.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству  поэта, прививать любовь к искусству слова, формировать читательский  вкус.

Материальное обеспечение:  интерактивная доска, презентация, видео- аудиоматериал

ХОД ИГРЫ

      2 слайд  -  заставка

В этом романе…есть что-то неразгаданное

В.Г.Белинский

1 вед. Добрый день, мы  рады приветствовать вас на интеллектуальной игре. Сегодня нас ожидает игра "Звездный час” по биографии и роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени”. Мы попытаемся с вами обобщить и систематизировать тот материал, который изучали на уроках, расширить представление о личности поэта и его романе.

2 вед.  Почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас? "В этом романе…есть что-то неразгаданное”, - говорил известный вам критик Белинский, слова которого являются эпиграфом ко всей нашей игре. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Два века не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей. Мы постараемся сегодня приблизиться к разгадке  тайн, которые скрыты в романе "Герой нашего времени” и в самой личности великого .

1 вед.                      Я правды ничем не нарушу,
                                Сказав, что под стать колдуну,
                                Он с детства берёт вашу душу
                                И держит до смерти в плену.
                                Характер, как порох, –
                                Не трогай!
                                Быть может, отсюда и дар?
                                Но раньше гусарили много,
                                А он – не бездумный гусар.
                                По чёрному небу России
                                Мелькнул он, судья и пророк,
                               И веру в мятежные силы,
                              Тоску по свободе зажёг.

2 вед.  
                             От гимнов ты к проклятиям спешил, 
                             И в жизни верил всем мечтам напрасным: 
                             Ответа ждал от женщин и могил! 
                             Но не было ответа. И угрюмо 
                             Ты затаил, о чём томилась дума, 
                             И вышел к нам с усмешкой на устах. 
                             И мы тебя, поэт, не разгадали, 
                             Не поняли младенческой печали 
                             В твоих как будто кованых стихах!

Просмотр видеофрагмента из фильма «Лермонтов»   3 слайд  -  фильм

В добрый путь! Желаю всем удачи!

2. Объяснение правил игры.    4 слайд,  5  слайд

1 тур  «Живые струны сердца  человеческого» (биография поэта)   - В каком городе родился Лермонтов? (1 Москва 2 Ялта  3 Петербург  4  Пятигорск  5  Киев)  -Укажите портрет бабушки Лермонтова  -В каком имении прошло детство Лермонтова (1. Ясная поляна 2.Михайловское 3. Кара-биха 4. Тарханы  5. Болдино)  -По семейной легенде  предком Лермонтова по  отцовской линии  был  Лерма -выходец из: 1     Германии 2     Турции 3     Шотландии 4     Румынии 5     Польши  -Образование Лермонтов получил, закончив: 1    Московский университет     2 Петербургский университет  3   Юнкерскую школу в Петербурге  4   Берлинский университет  5   Петербургское инженерное училище   -  Кто являлся кумиром  Лермонтова  в  юности ? Подсказка в стихах:   Сей взгляд с возвышенным челом И две руки, сложённые крестом. (портреты  1 Наполеон 2 Суворов  3  Карл 12  4 Кутузов  5 Петр 1)   -Какая из картин написана Лермонтовым?  -За какие стихи Лермонтова сослали на Кавказ?   Видеофрагмент  (1   «Дума»     2   «Родина»     3   «Пророк»     4   «Смерть поэта»     5   «Кинжал»)  

2 тур  «Встречаем героя по одёжке» - «На нем был офицерский сюртук  без эполет и черкесская мохнатая шапка»- Кто этот герой? ( 1 Азамат  2 Казбич  3 Грушницкий  4 Максим Максимыч    5 Печорин )  -«Бешмет всегда изорванный,  в заплатках, а оружие в серебре» - Кто этот герой? (1   Казбич 2   Грушницкий 3   Азамат 4   Вулич 5   Мирной князь )  -«…пыльный бархатный сюртучок  его, застёгнутый только на две нижние  уговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного  человека…» - Кто этот герой?  (1 Грушницкий  2 Вернер  3 Печорин 4 Максим Максимыч  5 Вулич )  -«Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем» - Кто этот герой? (1   Вернер  2   Вулич  3   Печорин 4   Грушницкий 5   Максим Максимыч )  -«…эполеты неимоверной  величины были загнуты кверху, в виде крылышек  мура, сапоги его скрипели, в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку…» - Кто этот герой? ( 1 Печорин 2 Вулич 3 Вернер 4 Максим Максимыч  5 Грушницкий

3 тур аудио-видеовопросы -Кому из героев романа  принадлежит песня? (запись песни Казбича) (   1 Азамату   2 Печорину   3 Максиму Максимычу   4 Грушницкому   5 Казбичу)  -Какой смысл имеет слово   «нечисто» ? (запись аудиофрагмента) (   1  Этот дом не убирают   2  Там живут подозрительные люди   3  Жильцы исповедуют другую веру   4  Хозяева дома не моют посуду    5  В этом доме нет условий для жизни)  -Прослушайте отрывок из песни «Печорин» в исполнении группы  «Белая гвардия».  Какой главе по содержанию соответствует песня? (1   «Тамань» 2   «Максим  Максимыч» 3   «Фаталист» 4   «Бэла» 5   «Княжна Мери»)   -Посмотрите фрагмент из фильма  Что стало благодарностью княгини  Печорину за его поступок?  (  1  Делает ему подарок  2  Приглашает в гости  3    Пожимает руку     4  Обещает  не забыть  помощь   5  Ограничивается словом  «спасибо» )  

-4 тур «Мир вещей» -К какому из героев имеет отношение предмет?      Картинки: лодка с веслом (1   Слепой мальчик  2   Янко   3   Урядник   4   Печорин   5   Максим   Максимыч ) ;  стакан (1   Вернер  2   Княгиня Лиговская   3   Грушницкий   4   Вулич   5  Драгунский капитан ); письмо (1    Мери 2  Ундина 3 Бэлла 4    Вера  5    Княгиня Лиговская ); ковер (1  Бэла  2  Вера  3  Ундина  4  Азамат  5   Мери); 15 червонцев (1 Вулич 2  Вернер 3  Драгунский капитан   4   Грушницкий    5  Казбич )         

5 тур   «Лексический»

 В романе много слов тюркского происхождения. Каково лексическое значение этих слов (1   Враг 2   Сосед  3   Солдат  4   Друг  5   Начальник )  -Бешмет   (  1  Мужской головной убор  2  Брюки  3  Верхняя мужская одежда  4     Перчатки  5  Мужская обувь)  -Гурда (1 Особо почитаемая сабля 2  Острый нож 3  Пистолет 4  Хорошее ружьё  5     Острая шпага )   -Пери (1 Перья 2  Перина 3  Перо для письма 4  Пернатая птица 5  Красивая девушка

6 тур 

7 тур

В это время игра со зрителями: кроссворд по роману (выигравшие зрители добавляют «звездочку» в актив своего игрока)

  1. Подведение итогов:   индивидуальное первенство*
  2. Подведение итогов:  класс-победитель*

Приложения: