Урок «Образ Кутузова. Портретное мастерство Л. Н. Толстого»

Столярова М.А., учитель русского языка и литературы12 Октября, 2011 10:15

Цель:

  1. обучающая: способствовать формированию понятий “портрет”, “характеристика литературного героя”;
  2. развивающая: развивать умение анализировать художественное описание – портрет,  исследовать позицию автора;
  3. воспитательная: развивать работоспособность, профилактику утомления; формировать общечеловеческое мировоззрение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока (форма): смешанный урок (сочетание разных видов).

Прогнозируемый результат: дети получат представление о мастерстве Толстого - портретиста.

Оборудование урока: отрывок из романа «Война и мир» «Совет в Филях», КП «Образ Кутузова», КП «Исторические лица и исторические события в романе «Война и мир», отрывки из художественный фильм «Война и мир».

План урока.

I.        Организационный момент.

II.      Актуализация знаний учащихся.

    1. Рекламный ролик.
    2. Фронтальный опрос по теме «Портрет в художественной литературе»

III.   Изучение новой темы.

    1. Исторические источники, лежащие в основе романа «Война и мир»

a)            Просмотр КП «Исторические события и исторические лица в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

b)            Блиц-опрос по просмотренной презентации.

  1. Анализ отрывка «Совет в Филях»

a)            Сопоставительная работа: исторический очерк и художественный текст Л. Н. Толстого

  • Знакомство с историческим очерком (видеофрагмент).
  • Художественное рассказывание от имени героини: Совет в Филях глазами Малаши.

b)            Вычленение портретных элементов.

  • Игра. Указать элементы статического и динамического портрета Кутузова.

c)            Собрать «рассредоточенный» портрет Кутузова.

  • Анализ отдельных эпизодов (Бенигсен и Кутузов. Кутузов после Совета).
  • *** Исторические справки.

d)            Ролевая игра.

  • Инсценирование эпизодов «Кутузов при принятии решения», «Кутузов после принятия решения».

e)            Устное рисование портрета Кутузова.

  1. IV.    Закрепление изученного на уроке.
    1. Сравнительная работа
  • Словесный портрет, составленный учащимися, и словесный портрет для криминалистов.
  1. Игра. Подбери живописный портрет для книги.
  2. Работа с репродукцией картины «Военный совет в Филях» А. Кившенко.
  3. Просмотр отрывка из художественного фильма «Совет в Филях»
  4. Обобщить все положения по теме: «Л. Н. Толстой – мастер создания портрета»
  5. Домашнее задание.  Прочитать отрывок «Наполеон на Поклонной горе». Выделить элементы статического и динамического портрета Наполеона (стр. 91- 96)

Ход урока.

I.       Организационный момент.

II.    Актуализация знаний учащихся.

    1. КП Рекламный ролик.

a)           Просмотреть рекламный ролик и сказать,

  • о каком историческом событии идет речь;
  • какой исторический деятель отражен в этом событии;
  • каким образом связано это событие и исторический деятель с уроком литературы.
  1. КП Определение темы урока

a)           «Образ Кутузова. Портретное мастерство Л. Н. Толстого»

b)           Задачи урока:

  • образовательная: способствовать формированию понятий “портрет”, “характеристика литературного героя”;
  • развивающая: развивать умение анализировать художественное описание – портрет,  исследовать позицию автора;
  • воспитательная: развивать работоспособность, профилактику утомления; формировать общечеловеческое мировоззрение.
  1. КП Опрос по теме «Портрет в художественной литературе» (работа в парах)
  • Смотри Раздаточный материал

III. Изучение новой темы.

  1. Слово учителя: Любое художественное произведение имеет основу. Не зная ее, невозможно правильно понять авторскую позицию, идейное содержание произведения.

a)           В основе романа «Война и мир» – историческая тематика.

b)           Эпизоды истории и размышления об истории занимают 186 глав из 333.

  1. Исторические источники, лежащие в основе романа «Война и мир»

a)           Просмотр КП «Исторические события и исторические лица в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

b)           Блиц-опрос по просмотренной презентации.

  1. Анализ отрывка «Совет в Филях»

a)           Сопоставительная работа: исторический очерк и художественный текст Л. Н. Толстого

  • КП Знакомство с историческим очерком (видеофрагмент), в котором рассказывается о  военном совете в Филях. Что узнали о Кутузове из очерка?
  • Художественное рассказывание от лица героини. Леонардо да Винчи писал, что живописный портрет мы видим, но не слышим, литературный слышим, но не видим. Воображая, мы можем его представить. Представили?

Запись в тетрадях:

1.Портретное описание делает персонаж видимым.

b)           Ответь на вопросы:

  • А. Чьими глазами мы видим Кутузова? (Малаша) "Мне кажется, что описать человека собственно нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал", - писал Толстой.
  • Б.  Какой вид портрета перед нами? (Портрет-впечатление)
  • В. Какое впечатление произвел Кутузов на Малашу (он ей очень нравится: он честен, искренен)
  • ВЫВОД: Ее отношение к Кутузову, "дедушке", как она его окрестила, и Беннигсену, "длиннополому", построено на подсознательном уровне. Ей симпатичен дедушка, который о чем-то спорил с длиннополым, а потом "осадил его". Такое отношение между спорящими "утешило" Малашу. Она относится с симпатией к Кутузову, и ей приятно, что он одержал верх.
  • Такое восприятие сложнейшего эпизода романа нужно автору, вероятно, не только потому, что "устами младенца глаголет истица", но и потому, что Кутузов, по мысли Толстого, не рассуждает, не умничает, а поступает так, как невозможно не поступить: он выбирает единственно правильное решение.

c)           Вычленение портретных элементов из услышанного отрывка.

  • Игра. Слушая рассказ Малаши, останавливать ее хлопком в том месте, когда встретятся элементы статического и динамического портрета Кутузова.
  • Вывод: Как представлен внешний портрет? (Скупо - 2 детали) Мы почувствовали внутреннее состояние Кутузова.

d)          Собрать «рассредоточенный» портрет Кутузова.

  • Анализ отдельных эпизодов (Беннигсен и Кутузов. Кутузов после Совета).
  • *** Историческая справка: из военно-исторического очерка Е. В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию»

Остерман спросил Беннигсена, ручается ли он за успех в случае новой битвы под Москвой, на что Беннигсен ответил, что, не будучи сумасшедшим, нельзя на такой вопрос ответить утвердительно.

На этом совете Кутузов между прочим сказал: «Вы боитесь отступления через Москву, а я смотрю на это как на провидение, ибо это спасет армию. Наполеон — как бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет».

Но когда фельдмаршал закончил совещание, встав и объявив: «Я приказываю отступление властью, данной мне государем и отечеством», — и вышел вон из избы, он был подавлен тем, что только что сделал, — это было ясно всем, наблюдавшим его. В остальные часы этого дня, после совещания, Кутузов ни с кем не говорил.

Вернувшись вечером к себе в избу на ночлег, Кутузов не спал. Несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет.

Как думаете, почему Кутузов плакал?

Окружающие объясняли его ночные слезы болью за Москву и страхом за Россию.

 e)           КП  Перечислите элементы статического портрета (пухлый кулак, тяжелое тело, дедушка)

  • Можно ли, по этим портретным описаниям, представить рост, цвет глаз и волос, черты лица, одежду Кутузова?
  • Важно ли это автору или он стремится обратить внимание читателя на что-то другое? На что и почему?

Запись в тетрадях:

2. Толстой изображает не столько внешний облик персонажа, сколько его внутреннее состояние в определенный момент повествования.

  • Как связан портрет Кутузова с предстоящим событием (оставить Москву) и результатом?
  • На чьей стороне симпатия Толстого. Какую мысль, изображая Кутузова, он хочет до нас донести?
  • Идея Толстого – правда на стороне Кутузова. В самый решающий момент он берет на себя ответственность за жизнь и судьбу России, армию, он дальновиден. «Отдана Москва, но Россия не отдана. Толстой восхищен мудростью и дальновидностью главнокомандующего, его умением понять ситуацию, воспользоваться своей властью и принять непопулярное, но мужественное и благое решение. Кутузов не нуждается в дешевом популизме, он истинный патриот, думающий о благе отечества, и это помогает ему принять правильное решение. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

Запись в тетради:

3.  Скрыто, в подборе деталей внешнего и внутреннего портрета, Толстой Л. Н. передает свое отношение в герою, тем самым помогая постичь идею художественного произведения.

 f)            Ролевая игра. Инсценирование эпизодов «Кутузов при принятии решения», «Кутузов после принятия решения».

  • Какое решение принимает Кутузов? Как ему далось это решение?
  • Кому из артистов удалось тоньше уловить состояние Кутузова?

g)           Устное рисование портрета Кутузова. Нарисуйте художественный портрет, включив в него детали, помогающие понять характер.

  • Портрет складывается из отдельных черт на протяжении всего эпизода. В портретном описании проявляется гамма чувств: досада, раздражение, огорчение, лукавость, прорвавшийся гнев. Кутузов показан во всем обаянии простоты и величия, как человек и полководец. Портрет Кутузова дается фрагментарно. Передано напряженное состояние героя. Кутузов прост и велик как человек и как полководец.

IV. Закрепление изученного на уроке.

  1. КП Сравнительная работа. Словесный портрет, составленный учащимися и только что прозвучавший, и словесный портрет для криминалистов.

Пожилой мужчина 65-67 лет, невысокого роста, плотного телосложения, волосы волнистые, седые, короткие, глаза светлые, лицо обрюзглое, щеки отвисшие, лобные морщины крупные, нос широкий, прямой, губы толстые, яркие.

Одет в офицерский сюртук с генеральскими эполетами, белый жилет и белые панталоны, заправленные в высокие сапоги. На голове фуражка-бескозырка с красным околышем.

Особые приметы. На лице дефект: отсутствует правый глаз.

a)           Словесный портрет в криминалистике отличается от художественного портрета прежде всего протокольным, безличностным характером описания внешности человека.

b)           За перечислением отдельных деталей и примет человек как личность не просматривается. Этот портрет “сухой”, он дает поверхностное представление о человеке, при этом внутренних качеств не просматривается. Согласитесь, что по такому описанию не так-то легко узнать человека.

  1. КП Игра. Подбери живописный портрет для книги. Если бы в наш учебник необходимо было поместить живописный портрет Кутузова, какой иллюстрацией бы вы воспользовались?

a)           Какой портрет из предложенных выберешь и почему?

b)           Что сближает образы, созданные Л. Н. Толстым и художником?

  • На знаменитом портрете Волкова  Кутузов изображен в парадном, золотом расшитом мундирегенерала-фельдмаршала со всеми знаками почести и признания боевых заслуг. Перед нами великий полководец, запечатленный художником в торжественной манере.
  • В романе Кутузов «одомашнен», очень естественен, но это не снижает масштаба его исторической личности, а придает черты глубокой человечности.
  1. КП Работа с репродукцией картины «Военный совет в Филях» А. Кившенко.

a)           Военный совет в Филях был описан Л.Н.Толстым в романе «Война и мир», а самой замечательной иллюстрацией этого события стала картина художника А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 г.», написанная в 1880 г., а затем попавшая во все школьные учебники истории, ставшей хрестоматийной. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему.

  • Так ли вы себе все представляли?
  • Как художник передал внутреннее состояние Кутузова? «Жесты – безмолвные знаки мысли»

b)           КП Кстати, хозяином избы, в котором проходил военный совет, был крестьянин Савостьянов (по другим данным Фролов). Художник Саврасов увековечил сию избу своей картиной: «Дом советов Филях»

  • Избу крестьянина Фролова стали называть Кутузовской избой и старались сохранить как исторический памятник.
  • С 1962 г. Кутузовская изба является филиалом музея-панорамы «Бородинская битва».
  1. Просмотр отрывка из художественного фильма «Совет в Филях»

a)           Как режиссеру удалось передать внутренний драматизм данной сцены?

b)           Какие элементы динамического портрета увидели?

  1. Обобщить все положения по теме: «Л. Н. Толстой – мастер создания портрета»

a)           Слово учителя

  • В основе творчества каждого писателя лежит интерес к человеку, стремление понять его. Одним из важных средств раскрытия образа является портретная характеристика героя.

b)           Перечислить составляющие творческой лаборатории Толстого в работе над портретом

  • 1. Портретное описание делает персонаж видимым.
  • 2. Толстой изображает не столько внешний облик персонажа, сколько его внутреннее состояние в определенный момент повествования.
  • 3. Скрыто, в подборе деталей внешнего и внутреннего портрета, передает свое отношение к герою, тем самым помогая постичь идею художественного произведения.
  1. Домашнее задание.  Прочитать отрывок «Наполеон на Поклонной горе». Выделить элементы статического и динамического портрета Наполеона  (стр. 91-96)

Приложения: