Урок «Правописание наречий через дефис»

Столярова М.А., учитель русского языка и литературы25 Октября, 2011 09:07

Цель:

  1. обучающая: сформировать представление о дефисном написании наречий;
  2. развивающая: отработать навык правильного дефисного написания наречий;
  3. воспитательная: воспитывать трудолюбие; развивать работоспособность, профилактику утомления; формировать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока (форма): смешанный урок (сочетание разных видов).

Прогнозируемый результат: дети познакомятся с орфограммой «Дефисное написание наречий» и отработают навык написания наречий через дефис.

Оборудование урока: КП «Правописание наречий через дефис», КП «Электронный тренажер для детей», раздаточная таблица «Дефисное написание наречий», Лист самоконтроля ученика, видеофрагмент «Белка-летяга».

План урока.

  1. I.        Организационный момент.
  2. II.      Актуализация знаний учащихся.
    1. Блиц- опрос: «Слитное и дефисное написание слов разных частей речи».
  3. III.   Изучение новой темы.
    1. Работа с деформированным текстом.
    2. Теоретический блок: «Правописание наречий через дефис».

a)            Работа с таблицей.

b)            Первичное закрепление материала.

  1.  «Проще простого». Не путай наречия и омонимичные слова других частей речи.
  2. IV.    Закрепление изученного материала. Выполнение тренировочных упражнений.
    1. Минутка для шутки
    2. Видеофрагмент «Белка-летяга»
    3. Свободный диктант «Прыжки с парашютом».
  3. V.      Обобщение изученного и подведение итогов урока.
    1. 1.          Заполни недостающие графы таблицы «Дефисное написание наречий».
    2. 2.          Тест (1, 2 вариант)
  4. VI.    Домашнее задание. Упражнение № 307 (по заданию); правило выучить.

Ход урока.

  1. I.       Организационный момент.
  2. II.      Актуализация знаний учащихся.
    1. Блиц- опрос: «Слитное и дефисное написание слов разных частей речи».

a)           Слитное написание: рыболов, авиабандероль, землекоп, краснощекий, белокурый, несколько, трехлитровая, девяносто, солнцепек.

b)           Дефисное написание: выставка-продажа, пол-лепешки, юго-восточный, диван-кровать, кто-то, русско-английский, какой-либо.

  • Определение темы и цели урока.

III. Изучение новой темы.

  1. Работа с деформированным текстом.

a)           Распределить части текста по порядку. Задание № 1

  • 3. Наречия в произведениях художественной литературы и речи часто выступают как средство выразительности языка.
  • 1. Так, в словосочетании с наречием «(по)летнему жаркое» есть элемент сравнения: (По)летнему жаркое солнце растопило первый осенний ледок (жаркое, как летом).
  •  4. Повторение одного и того же слова, однокоренных слов или наречий-синонимов усиливает признак действия(стало белым(бело)), тем самым придавая ему большую яркость, выразительность.
  •  2. Таким образом, наречия в текстах и речи играют большую роль, придавая выразительность, образность, усиливая признак действия.

b)           Определить тип текста.

  • Рассуждение (Т-Д-В)

c)           Назвать свойства наречий в произведениях художественной литературы и в речи.

  • Являются средством выразительности языка (а) элемент сравнения; б) усиливают признак действия)

d)          Сгруппировать предложения, учитывая свойства наречий. Задание № 2

  • 1. А вдали мелькают (по)осеннему печальные огоньки станции.
  • 5. (По)кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы.
  • 3. Чуть(чуть) облака розовеют над тишиною вечерних берез.
  • 6. И пришла к ним откуда(то) нежданно(негаданно) груда вестей.
  • 2. Зыбкие и мутные ручьи (кое)где  вкрадчиво спешат к реке. (Создается образность речи в сочетании наречия с другими словами))
  • 4. Стыдливо белая береза зеленеет.
  1. Теоретический блок: «Правописание наречий через дефис».

a)           Работа с таблицей.

  • По примерам определить часть речи, от которой образовалось наречие, и морфемы, при помощи которых образовалось наречие.
  • Исключения.
  1. Первичное закрепление материала.

a)           Объяснить написание наречий из предыдущего упражнения:

  • по-осеннему, по-кошачьи, чуть-чуть, откуда-то, нежданно-негаданно, неожиданно, кое-где,

b)           Выборочный диктант. Названы части речи, нужно подобать примеры:

  •  по-зимнему, подобру-поздорову, в-пятых, когда-то, едва-едва, кое-где, по-лисьи.

c)           Заменить выделенные слова соответствующими наречиями. Записать СС «наречие + глагол». Задание № 3

  • 1. Солнце светит ярко, как летом.
  • 2. Он осторожно крадется, как кошка.
  • 3. Он засмеялся звонко, как дитя.
  • 4. Приятель поступил так, как ты посоветовал.
  • 5. Его мать хорошо говорит на казахском языке.

d)          Соедини части слова и запиши наречия. Задание № 3 + Лист самопроверки.

  • По-старому, мало-помалу, чуть-чуть, где-нибудь, в-седьмых.
  1. «Проще простого». Не путай наречия и омонимичные слова других частей речи.

a)           Вместо пробелов вставь слова, данные в скобках.  Задание № 4. (во-первых, в первых, во вторых, во-вторых, в третьих, в-третьих, по-прежнему, по прежнему, по-твоему, по твоему)

  • 1. Сегодня урок рисования во _____классах.
  • 2. Вечером мы хорошо отдохнули: ________________, поиграли в хоккей, _______________, побывали в гостях у моего приятели, _____________________, посмотрели фильм.
  • 3. ________________ и ______________ классах математики не будет.
  • 4. Он работает на заводе _____________________.
  • 5. Мы не хотели возвращаться __________________ пути.
  • 6. Мне хотелось, чтобы все было выполнено _______________.
  • 7. Мне хотелось, чтобы все было выполнено ______________ плану.

IV. Закрепление изученного материала. Выполнение тренировочных упражнений.

  1. Минутка для шутки

a)           Лингвистическая миниатюра (сценка).

b)           Прослушать текст, хлопком выделить слова на изученную орфограмму.

  • У одного человека был сын, который не отличался сообразительностью. Поздним вечером отец отдыхал в саду. Было по-осеннему тепло и тихо,  на небе зажглись звезды.
  • Сын тихо-тихо вышел на улицу, внимательно посмотрел на небо, нашел где-то длинную палку и полез на крышу дома.
  • Поднявшись кое-как на крышу, он начал по-солдатски крест-накрест размахивать палкой.
  • - Что ты там делаешь?- неожиданно закричал отец.
  • - Да вот видишь, звезд на небе много, и все такие красивые. Хочется достать их оттуда, - серьезно отвечал сын.
  • Отец, потихоньку посмеиваясь, ответил:
  • - Во-первых, дурак же ты! Во-вторых, разве можно достать до звезд такой короткой палкой? Нужно всего-навсего найти палку подлиннее.

c)           «Лото».

  • По-осеннему, тихо-тихо, кое-как, потихоньку, всего-навсего, неожиданно, во-первых, где-то, подлиннее.
  1. Видеофрагмент «Белка-летяга»
  2. Свободный диктант «Прыжки с парашютом».

a)           Пунктуационный разбор предложения. Задание № 5

  • /Забравшись на верх дерева/, /не тратя времени впустую/, летяга вдруг отталкивается всеми четырьмя лапками от ветки и по-настоящему плавно летит  далеко-далеко, метров двадцать пять по воздуху.

b)           Просмотреть слайд-шоу «Прыжки с парашютом»

c)           Письмо по памяти.

  • Прыжки с парашютом.
  • Вы видели когда-нибудь в лесу серенькую белку-летягу?
  • Давным-давно все знают, какой она специалист по прыжкам с парашютом.
  • Парашют у нее натянут справа и слева между передними и задними лапками, а сверху покрыт шерсткой.
  • Забравшись на верх дерева/, /не тратя времени впустую/, летяга вдруг отталкивается всеми четырьмя лапками от ветки
  • и по-настоящему плавно летит  далеко-далеко, метров двадцать пять по воздуху.
  • Приземлятся она где-нибудь по ту сторону полянки на низких ветках другого дерева.
  • Так летать она может подолгу без устали.

d)          Озвучить предлагаемые кадры.

  1. V.    Обобщение изученного и подведение итогов урока.
    1. 1.         Заполни недостающие графы таблицы «Дефисное написание наречий».
    2. 2.         Тест (1, 2 вариант)
  • Электронный тренажер

VI. Домашнее задание. Упражнение № 307 (по заданию); правило выучить.

Приложения: