Урок «Ориентирование на местности без карты»

Шумаков В.И., преподаватель-организатор НВП гимназии №4026 Ноября, 2014 17:14

Цель:

  1. Обучающая: Учить пониманию важности для солдата уметь ориентироваться на местности, применять различные способы для определения своего местоположения.
  2. Развивающая: Развивать самостоятельность мышления, пространственное воображение, способность определять направления на различные ориентиры.
  3. Воспитывающая: Воспитывать чувство патриотизма, ответственность за защиту Родины, пониманию необходимости для бойца знать военную топографию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок комбинированный.

Прогнозируемый результат: Усвоение учащимися изучаемого материала.

Оборудование урока: 1. Интерактивный кабинет (компьютер, проектор,

                                               интерактивная доска).

                                            2. Видеоматериал.

                                            3. Компьютерная презентация.

                                            4. Раздаточный материал.

                                            5. Макет часов со стрелкой.

                                            6. Большой циркуль.

                                        7. Компасы.

ПЛАН УРОКА.

I.                    Организационный момент.

II.                  Новая тема.

  1. Объяснение учителя.

Выводы

III.                Закрепление новой темы.

  1. Выполнения задания по определению направлений на стороны горизонта.
  2. Вопросно-ответная беседа.

Выводы.

IV.                Подведение итогов.

V.                  Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

 I. Организационный момент.

  1. Построение, доклад, приветствие.
  2. Осмотр внешнего вида.
  3. Сведения об отсутствующих.

 II. Новая тема.

 1.     Объяснение учителя.

   Итак, мы с вами изучили строевую подготовку, уставы ВС РК, автомат Калашникова, гранаты, немного научились стрелять. Что еще мы должны освоить, чтобы считать себя бойцами в пределах начальной военной подготовки? Где солдат ведет боевые действия? Чтобы успешно вести боевые действия, необходимо хорошо знать местность и уметь ориентироваться на ней. Все это изучает специальная дисциплина военная топография (слайд).

 Что такое топография и что такое военная топография (слайд)?

Записать в тетрадях название раздела.

 Чтобы успешно изучать военную топографию, необходимы знания географии, физики, математики, астрономии. И начнем мы с вами изучать военную топографию со следующей темы.

 Тема занятия: «Ориентирование на местности без карты» (слайд).

Записать название темы в тетрадь.

 Цель занятия: Изучить способы ориентирования на местности без карты.

(Видеоматериал).

 Итак, что такое ориентирование?

(Слайд).

 Для ориентирования используются топографические элементы и ориентиры (3 слайда).

 Обычно ориентирование начинают с определения сторон горизонта. Какие стороны горизонта вы знаете?

(Слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по компасу (слайд).

(Видеофрагмент).

 История появления компаса и магнитное поле Земли (слайд).

(Раздаточный материал «Об истории появления компаса»).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по Солнцу.

 Стороны горизонта по Солнцу можно определить двумя способами, и в обоих случаях нужны часы (2 слайда).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится на севере (2 слайда).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по Луне.

   Полная Луна перемещается по небосводу с той же скоростью, что и Солнце (2 слайда). Если Луна неполная, то сначала определяют, где в данный момент находилась бы полная Луна. Для этого неполную Луну мысленно достраивают до полной и поворачиваются в эту сторону. При половине Луны поворот производят на 90 градусов. Если Луна меньше половины, то поворот делают больше, чем на 90 градусов пропорционально ширине Луны. Если Луна больше половины, то поворот делают меньше, чем на 90 градусов (слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.

Определение сторон горизонта по мху (2 слайда).

Выводы.

  Определение сторон горизонта по муравейникам (слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по склонам холмов и оврагов (слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по окраске ягод и фруктов (слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по коре деревьев (слайд).

Выводы.

 Определение сторон горизонта по кольцам на пнях (слайд).

Выводы.

 III. Закрепление новой темы.

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое ориентирование?
  2. С помощью чего можно определить стороны горизонта?
  3. Определить направление на Солнце в 10-00, в 11-00, в12-00.
  4. Определите в 10-00, 11-00, 12-00 направление на юг.
  5. По каким признакам местных предметов можно определить стороны горизонта?

Выводы.

 IV.Подведение итогов.

V.Домашнее задание.

Выучить записи в конспекте и раздаточный материал.

Приложения: