Урок "Обобщение знаний по теме "Отделы растений", 7 класс

Ом Е. В., учитель биологии16 Октября, 2011 13:06

ОТКРЫТЫЙ   УРОК ПО БОТАНИКЕ

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ «ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ»

( 7 класс)

ЦЕЛИ УРОКА: Применяя разнообразные методы обучения  развивать познавательную активность учащихся на уроках биологии в целях повышения качества знаний и привития интереса к предмету. Развивать у учащихся умения логически мыслить, развивать творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (перед учащимися ставится цель урока, а также оглашаются условия его проведения).

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: за урок есть возможность получить две оценки, первая оценка за биологический диктант, а вторую оценку можно получить ,принимая участие в биологических играх, если ученик за работу на уроке набрал 5 баллов , то он получает оценку «отлично»,тот кто наберет наибольшее количество баллов за урок получает звание «Наиумнейшего ботаника класса» и награждается почетной грамотой и биологическим призом ( комнатное растение), самая активно работающая группа получает звание « Дружные ребята» и  сладкий приз.

      2.   ПРОВЕРКА   ЗУН: (все задания представлены в приложении)

1. Биологический диктант: на задание дается 7 минут: отпечатанное задание по вариантам раздается каждому ученику.  На отлетных досках 2 ученика также пишут свои варианты.  Когда  ученики сдают свои работы учителю, проверяется правильность выполненного  задания на доске.

1 ВАРИАНТ

  1. Растения, не имеющие вегетативные органы… (низшие)
  2. Растения, представляющие собой симбиоз гриба и водоросли… (лишайники)
  3. Ученый, который ввел понятие бинарной номенклатуры в биологии…(Карл Линней)
  4. Высшее растение, которое имеет 2 вида побегов: летний и весенний …(хвощ)
  5. Наука о выведении новых сортов растений…(селекция)
  6. Низшие растения в клетках, которых  содержится хроматофор…(водоросли)
  7. Высшие  растения, семена которых лежат, открыто на чешуйках шишек…(голосеменные)
  8. Первые наземные растения…(псилофиты)
  9. Грибы, которые размножаются с помощью почкования…(дрожжи)
  10. Организмы, получающие органические вещества в результате процесса фотосинтеза…(автотрофы)

2 ВАРИАНТ

  1. Растения, у которых имеются вегетативные органы…(высшие)
  2. Наука бриология изучает…(мхи)
  3. Растения, у которых семена развиваются внутри завязи …(покрытосеменные)
  4. Наименьшая структурная единица систематики…(вид)
  5. Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов…(паразиты)
  6. Тело гриба, представляющие собой тонкие переплетенные нити гифов…(мицелий)
  7. Мельчайшие доклеточные организмы…(вирусы)
  8. Высшие растения, на обратной стороне листа которых расположены сорусы со спорами…(папоротники)
  9. Выведенный искусственным путем вид растения …(сорт)
  10. Взаимовыгодное сожительство 2 и более живых организмов…(симбиоз)

   После проверки диктанта весь класс делится на 7 групп (две рядом стоящие парты- одна группа), из каждой группы к доске вызывается по1 человеку, который должен выбрать задание определенной сложности, красная карточка- повышенной сложности на «отлично»,зеленая – средней сложности на «хорошо», если ученик не может справиться сам с заданием ему могут помогать члены группы , но балл снижается. Если группа не может справиться с заданием, право ответить на это задание переходит к другой группе.

  1.  «Систематические категории» ( зеленая карточка)- необходимо на доске правильно записать систематические категории от самой крупной до самой маленькой.

( Царство-отдел-класс-семейство-род-вид)

  1.  « Научный работник» (красная карточка)- даны гербарии различных растений, необходимо правильно определить отдел, к которому относится растение и по внешнему виду определить, что это за растение.

(сфагнум -торфяной мох, ламинария-водоросли, щитовник мужской-папоротник,

 ель серебристая-голоссеменные, ромашка аптечная- покрытосеменные)

  1.  «Великий систематик» (красная карточка)- даны карточки (вразброс) с систематическими названиями растений, необходимо распределить их по систематическим категориям (от меньшего к большему).

(Ландыш майский (вид) - ландыш (род) - ландышевые (семейство) - лилейные (порядок) - однодольные (класс) - покрытосеменные (отдел) – растения (царство))

  1.  « Биологическая путаница» (зеленая карточка)- правильно расставить номера отделов растений, появившихся в результате эволюции.

Дана таблица: вирусы (2) – голосеменные (6) – мхи (4) – бактерии (1) – покрытосеменные (7) – водоросли (3) – папоротникообразные (5)

  1.  « Тест на IQ» (красная карточка)- дан, тест в котором в словах переставлены буквы, необходимо правильно воссоздать слова и дать правильные ответы на вопросы теста.
  2. 1.      Определите растение, относящиеся к покрытосеменным:

А) о, н, с, с, а  (сосна)

В)  з, р, о, а      ( роза)

С)   щ, в, х, о    (хвощ)

2.   Какое растение является двудольным:

А) ш, е, н, п, ц, и, а    ( пшеница)

В) ь, о, ж, р                  (рожь)

С)  а, л, ь, ф, с, о          (фасоль)

3.  Определите какая корневая система у одуванчика :

А)  в, е, ж, с, р, т, е, я, а, н   (стержневая)

В)  в, я, а, т, а, ч, к, о, м, о   ( мочковатая)

4.  Сколько семядолей у кукурузы:

А)  д, а, о, н    ( одна)

В)   р, и, т       (три)

С)   в, е, д       ( две)

5. Определите растение, которое относится к семейству крестоцветных:

А)  а, е, п, р           ( репа)

В)  л, а, с, ь, ф, о  ( фасоль)

С)   з, о, а, р           ( роза)

  1.  « Найди меня» ( зеленая карточка)- даны в разброс названия растений и отделы растений, надо подобрать к названию растения соответствующий отдел растений

(хлорелла, мох, плаун булавовидный, папоротникообразный, сосна обыкновенная, плаун, кукушкин лен, лишайники,  горох обыкновенный, голосеменные, водоросли, щитовник мужской, ягель, покрытосеменные)   

После выполнения заданий каждая группа получает определенное количество заработанных жетонов, а учитель предлагает выполнить следующее задание:

  1.  « Третий лишний»- на доске записаны понятия, необходимо не только найти лишнее понятие , но и объяснить почему оно является лишним, каждая группа получает по очереди свои понятия, если она не может дать ответ ,то право ответа приходит к другим группам. Если группа правильно назвала лишнее понятие, но не может дать объяснения, то она полу чает только 0,25 балла, а команда , объяснившая понятие- 0,75 балла..
  2. Мхи, вирусы, водоросли
  3. Хлорелла, ламинария, улотрикс
  4. Хвощи, папоротники, голосеменные
  5. Мхи, грибы, покрытосеменные
  6. Лилия тигровая, паслен черный, редька дикая
  7. Белена черная, дурман обыкновенный, картофель голландский
  8. Тюльпан Грейга, мак посевной, ландыш майский

После этого задания учитель предлагает вспомнить   тему « Семейства покрытосеменных растений» и сначала вспомнить признаки классов растений ,а затем вспомнить признаки семейств покрытосеменных растений ( за правильные ответы с примерами присуждается 1 балл. А затем учитель предлагает вниманию учеников игру

  1.  « Подбери пару»- где необходимо к каждому из изображенных цветков найти

     соответствующий плод, назвать растение и семейство, к которому оно относится, за

    правильный ответ присуждается 1 балл .(см. приложение)

  1.  « Музыкальный  видеоряд»- показывается фрагмент фильма « Рапсодия леса», где показаны различные цветущие растения, необходимо определить, растения каких семейств показаны, и записать формулы цветков этих семейств.

11. « Кладезь народной мудрости», прослушав загадки необходимо определить, о                каком растении идет речь, к какому семейству оно относится и к какой группе по значению. За правильный ответ группе присуждается 1 балл, за неполный ответ 0,5 балла.

ЗАГАДКИ:

Она древностью гордится

Уже десять тысяч лет,

Шумит в полях, под синим небом

И  всех  нас кормит белым хлебом.       ( пшеница – злаковые, зерновая культура)

Круглый- круглый , сладкий- сладкий

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь, посмотри:

Красный, красный он внутри.    (арбуз - тыквенные, бахчевая культура)

Золотое решето

Черных домиков полно,

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов.       

( Подсолнечник – сложноцветные, масличная культура)

Из земли вырастало,

Весь мир одевало.   

( хлопчатник – мальвовые, текстиль)

Желтые горошины-

Просто загляденье.

Молоко и шоколад –

Просто объеденье.                       

( соя – бобовые, овощная культура)

В конце урока подводятся итоги, награждаются победители и выставляются оценки.