Урок «Симфония»

Дамрина С.В., учитель музыки23 Октября, 2012 17:48

Тема урока: «Симфония»

 Цели:

Обучающая: Знакомство с жанром симфонической музыки, с произведениями великих композиторов.

Развивающая: Развитие творческого мышления, музыкальных способностей: слуха, памяти, вкуса и певческого голоса.

Воспитывающая: Воспитание интереса и любви к музыке, умение выражать свои чувства, воспитание стремления к творческому самовыражению

 Тип урока: урок – изучение новой темы.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеоматериал, песенный материал, карточки для работы на уроке.

 План урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос прошедшего материала.

3. Изучение новой темы.

а) Рассказ учителя.

б) слушание музыки. (Гайдн)

в) беседа.

г) просмотр видео. (Моцарт)

д) беседа.

е) просмотр видео. (Бетховен)

ж) беседа.

з) просмотр видео. (Чайковский)

и) беседа.

к) просмотр видео. (Брусиловский)

4. Закрепление.

5. Исполнение песни.

6. Подведение итогов.

 Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Опрос прошедших тем. Беседа.

- Что такое «симфонический оркестр»?

- сколько групп инструментов входит в его состав? Назовите их.

- какие инструменты не входят в состав основных групп?

- назовите самую многочисленную группу в оркестре.

- как распределяются все инструменты в оркестре?

 3. Изучение новой темы.

а) беседа.

1 слайд. «Симфония»

2 слайд. Симфония – жанр симфонической музыки.

               Симфония – «созвучие»

Учитель: это музыкальное произведение, как правило, предназначенное для симфонического оркестра. Это один из важнейших жанров симфонической музыки. В переводе с греческого: Симфония – «созвучие», благозвучное звучание тонов. В древнем Риме так называли уже ансамбль, оркестр. В средние века так могли называть некоторые музыкальные инструменты. Помимо оркестра в симфонию может быть включён хор и вокал. Симфония может сближаться с прочими жанрами, например, существуют симфонии - сюиты, симфонии – рапсодии, симфонии – поэмы и т.д.

Самые первые классические симфонии принадлежат великим композиторам: Гайдну, Моцарту и Бетховену.

3 слайд. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт,                          Людвиг Ван Бетховен.

4 слайд. Йозеф Гайдн.

б) слушание музыки. Симфония № 94 «Сюрприз»

Задание:

Подберите наиболее подходящее название для произведения Гайдна.

- «Сказка».

- «Сюрприз».

- «Осень».

- «Утро».

- «Музыкальный момент».

в) беседа.

Симфония состоит из четырёх частей:

5 слайд. 1 часть, в быстром темпе.

               2 часть, в медленном движении.

               3 часть – менуэт. Умеренный темп.

               4 часть - заключительная, в быстром темпе.

У гениального композитора Моцарта 50 симфоний. Наиболее яркие:   № 39, № 40, № 41.

г) просмотр видео. Моцарт, симфония № 40. Послушайте и попробуйте определить, какая звучит часть.

Возвращаемся к слайду № 5. (дети отвечают).

д) беседа.

Симфония – это философское произведение. С помощью музыки композитор передаёт свои чувства, эмоции, размышляет о смысле жизни, передаёт свои душевные переживания. Во многих произведениях Бетховена воплощена тема борьбы. Вся нелёгкая жизнь композитора, как в зеркале, отразилась в симфонии № 5.

Задание:

Перед вами карточки с характеристикой произведения. Во время прослушивания выпишите наиболее подходящие определения.

е) просмотр видео. Бетховен. Симфония № 5.

6 слайд. «Эмоционально – образная характеристика музыки»

Радостная – Қуанышты

Грустная - Өкінші

Страшная Қорқынышты

Торжественная Салтанатты

Взволнованная – Тынышсызы

Нежная – Нәзікі

Спокойная – Сабырлы

Таинственная – Сиқирлы

Мужественная – Батылды

Метельная - Боранды

ж) беседа.

7 слайд. П.И. Чайковский.

Многие русские и советские композиторы обращались к жанру симфонии. Что же любил делать со своими симфониями Чайковский?

Композитор очень любил народную музыку и в свои симфонии он вставлял элементы русских народных песен. Например: во второй части симфонии № 4 звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла». Давайте вместе вспомним её. (дети исполняют два куплета песни).

з) просмотр видео. Чайковский. Симфония №4 часть 2.

Задание: поднимите руку там, где чётко слышится песня «Во поле берёза стояла».

и) беседа.

8 слайд. Е. Брусиловский.

В 20 веке жанр симфонии приходит и в Казахстан. Знаменитый казахстанский композитор Е. Брусиловский очень полюбил казахскую музыку. Он делал обработки казахских народных мелодий. Среди сочинённых им мелодий было девять симфоний. Основой для симфонии «Сары-арка» послужил кюй знаменитого кюйши -Курмангазы. Посмотрите фрагмент видео и скажите, какую особенность вы заметили?

к) просмотр видео. Брусиловский. Симфония – сюита «Сары-арка».

4. Закрепление.

9 слайд. Вопрос.

-Что такое симфония?

-Что значит слово «симфония»?

10 слайд. Вопрос

- Из скольких частей состоит симфония?

11 слайд. Вопрос.

- Какие композиторы первые стали работать в жанре «симфонии»?

12 слайд. Вопрос.

- Произведения каких композиторов вы сегодня услышали?

13 слайд.вопрос.

- Произведение какого композитора вам наиболее запомнилось и понравилось?

5. Исполнение песни «Звуки музыки».

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

14 слайд «Всего доброго».