Урок "Алканы"

Сапунова Н. П., учитель химии22 Октября, 2013 14:55

ТЕМА: «Алканы», обобщить и дополнить знания.

Задачи:

1. Образовательная: Обработать теоретические и практические навыки, закрепить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках . Уметь самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником и дополнительной литературой, соблюдать правила работы в коллективе. Уметь пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы. Проверка уровня подготовки к ЕНТ.

2.Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, применять знания на практике

3.Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, дисциплинированности, пунктуальности, аккуратности и ответственности.

Тип урок  -  урок обобщения знаний.

Вид урока - комбинированный

Прогнозируемый результат: учащиеся должны знать пространственное строение, физические свойства, химические свойства, применение и получение алканов.

Знать основные понятия и определения по указанной теме

Уметь применять полученные знания на практике

Оборудование урока –  Презентация в PREZE.COM,тест для проверки знаний.                

                                       ХОД  УРОКА.

Девиз урока:  Доводы, которые человек додумывает сам,

убеждают его больше нежели те, которые пришли в

голову другим… (Б.Паскаль.).

I.                   Вызов

Ассоциация

 Фрагмент рассказа Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.

  1. О каком химическом веществе идет речь в рассказе?
  2. Почему метан встречается в болоте?
  3. Как по-другому называется метан, исходя из местонахождения?
  4. А еще где встречается метан?
  5. К какому классу относится метан?

Сегодня мы будем говорить с вами о метане и других веществах, сходных по своим свойствам, мы обобщим и дополним знания об алканах. Презентация.

2.Вызов. Графический химический диктант

Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме "Алканы."

1. Алканы и предельные углеводороды – одни и те же вещества

2. Гексан – твердое вещество

3. Бензин имеет формулу CnH2n +2

4. Парафины относятся к предельным углеводородам

5. Метан – это природный газ

6. Этилен – это алкан

7. Сажу получают из метана

8. Метан не используют в качестве газового топлива в быту, так как он не имеет запаха

9. Алканы имеют общую формулу CnH2n - 2

10. Углерод в алканах имеет sp3 -гибридизацию

 

 

 

 

Верные утверждения: 1,4,5,7,8,10.

 

По результатам учащиеся самостоятельно выставляют себе оценку.

Критерии: 1-2 ошибка-4; 2-3 ошибки-3, 4 и более оценка 2.

Презентация.

II. Стадия “Осмысление”

Класс делятся на 5 групп: 1 группа- метан, 2 группа-этан; 3-группа-пропан;

4 группабутан;5 группа- пентан.

1 группа. Строение предельных углеводородов:

  1. Запишите молекулярную, структурную, электронную формулу метана.
  2. Какой тип гибридизации в алканах?
  3. Что такое гибридизация? Что является продуктом гибридизации? От какого слова гибридизация?
  4. Объясните зигзагообразное строение цепи алканов.
  5. Какие связи в молекуле алканов?
  6. Гомологический ряд метана. Понятия "гомологи, гомологическая разница", общая формула алканов.
  7. Назовите алканы: С15Н3230Н62

2 группа.  Физические свойства, изомерия.

  1. Агрегатное состояние алканов.
  2. Растворимость в воде.
  3. Растворимость в неполярных растворителях.
  4. Составьте изомеры для гексана, назовите их.
  5. Что за явление конформация (поворотные изомеры)
  6. Покажите конформации молекул пентана.
  7.  Изомеры в русском языке.

3 группа. Химические свойства.

  1. Какой тип реакции характерен для алканов? Почему?
  2. При каком условии идет реакция галогенирование ? Механизм реакции.
  3. Как называется продукт реакции хлорирования, в котором содержится три атома хлора.
  4. Чем отличается реакция хлорирования и бромирования?
  5. Реакция нитрования, как еще называется эта реакция?
  6. Какая реакция называется крекинг?
  7. Продукты конверсии метана.
  8. Какие  смеси опасны в каменноугольных шахтах? Почему?

4 группа. Получение

  1. Какое природное сырье вы знаете, содержащее предельные УВ?
  2. С помощью какой реакции можно  получать углеводороды с удвоенным числом атомов углерода по сравнению с исходным соединением?
  3. Как называется реакция получения предельных углеводородов – присоединение H2 к непредельным УВ.
  4. Запишите реакцию гидролиз карбида алюминия.
  5. Получение из синтез-газа.
  6. Синтез метана  из простых веществ.
  7. Напишите уравнение реакции названной по фамилии ученого, являющегося автором книги «Три мушкетёра».

5группа. Применение.

  1. Из алканов получают водород, сажу. Запишите уравнение реакции.
  2. Используют в качестве топлива: бытового, промышленного, двигателей внутреннего сгорания и дизельных; Какое свойство здесь используется?
  3. Вазелин –смесь твердых и жидких алканов –используют в парфюмерии, медицине и технике;
  4. Запишите формулу фреона (дихлордифторметана)
  5. Растворители, хладоагенты, средства тушения пожаров.

Приведите уравнения реакций.

  1. Применение алканов  и их соединений сопровождается экологическими последствиями. Какими?
  2. Горение какой смеси представляет газовая зажигалка.

Для ответов на вопросы можно пользоваться: сотовым телефоном, компьютером, учебником, информацией, расположенной на сайте школы, в кабинете химии.

Учащиеся работают в группе в течении 13-15 минут, затем создаются новые группы, в состав которых входят по одному участнику от каждой группы. Таким образом, в состав новой группы будет входить 1 представитель команды метан, 1 –этан ит.д. Затем учащиеся делятся своими знаниями в течении 10 минут. В группах выставляется взаимооценивание по критериям, выданным заранее.

Критерии оценивания учащихся в группе.

Оценка «5» ставится:

  1. Ученик владеет достаточным теоретическим  материалом.
  2. Принимает активное  участие в обсуждении.
  3. Умеет составлять формулы и уравнения.
  4. Умеет добывать дополнительные  знания с помощью ИКТ и научной литературы.

Оценка «4» ставится:

  1. Ученик владеет достаточным теоретическим  материалом.
  2. Принимает активное  участие в обсуждении.
  3. Умеет составлять формулы и уравнения.
  4. Не умеет добывать дополнительные знания с помощью ИКТ и научной литературы.

Оценка «3» ставится:

  1. Ученик не владеет достаточным теоретическим  материалом.
  2. Не принимает активное  участие в обсуждении.
  3. Умеет составлять формулы и уравнения.
  4. Не умеет добывать дополнительные знания с помощью ИКТ и научной литературы.

Оценка «2» ставится:

  1. Ученик не владеет достаточным теоретическим  материалом.
  2. Не принимает активное  участие в обсуждении.
  3. Не умеет составлять формулы и уравнения.
  4. Не умеет добывать дополнительные знания с помощью ИКТ и

научной литературы.

"Рефлексия"

По окончании работы учащиеся составляют синквейн.

Правила написания синквэйна:

1 строка - одно существительное, 2-ая - два прилагательных, 3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

Следующий этап работы – тест, в состав теста входят вопросы, которые разбирали учащиеся. Активным учащимся добавляется бонус к ответу.

Домашнее задание: Составить кластер по теме «Алканы.»

 Задания в тестовой форме:

 1. Изомером 2-метилпентана является:

1) 2-метилгексан   2) 3-этилпентан  3) 2,3-диметилбутан 4) 2,2,3-триметилбутан

 2. Верны ли следующие суждения об этане?

А. Молекула этана содержит как s- , так и п-связи.

Б. Для этана наиболее характерны реакции радикального замещения атомов водорода.

1) верно только А.  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

 3. В схеме превращений

CH3 –CH2-COONa NaOH,t ®X1 Pt,t=300 ® X2

Конечным продуктом  Х2 является:

1) CH3CH2CH3   2) CH3CH=CH2   3) CH3CH3      4) CH2 = CH2

 4. Метан  не образуется  при

1) гидролизе карбида алюминия

2) реакции хлорметана с натрием

3) взаимодействии С и Н2

4) сплавлении ацетата натрия с NaOH

 5.Гептан входит в состав:

1) нефти   2) природного газа   3) горного воска  4)синтез-газа

 6.Для гексана справедливы утверждения:

1) хорошо растворяется в воде

2) является изомером 2-метилгептана

3) при нормальных условиях жидкость

4) все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации

5) при нагревании с катализатором образует бензол

6) обесцвечивает раствор перманганата калия

7. Взаимодействие пропана и брома

1) начинается при УФ-освещении или сильном нагревании

2) приводит к образованию смеси 1-бромпропана и 2-бромпропана

3) относится к реакциям присоединения

4) осуществляется по радикальному механизму

5) сопровождается образованием бромводорода

6) приводит к образованию 1,2-дибромпропана

Горение пропан-бутановой смеси можно продемонстрировать на примере газовой зажигалки.