Урок "Первые очаги цивилизации. Возникновение государств в Древней Греции"

Малькова Т. П., учитель истории23 Сентября, 2011 15:58

Тема: «Первые очаги цивилизации.

 Возникновение государств в  Древней Греции»

Цель урока: познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом истории- Крито-Микенской культурой.

  • Изучить Крито-Микенский период древнегреческой культуры, рассмотреть особенности  развития  материковой и островной Греции, дополнить знания мифологии учащихся настоящими историческими фактами, раскрыть причины гибели древнейших цивилизаций;
  • Продолжать  развивать монологическую речь, навыки  работы с различными видами дидактических  материалов, умение выбирать главное. Обеспечить усвоение исторических фразеологизмов из мифологии Древней Греции;
  • Воспитывать научное мировоззрение, критическое мышление; воспитывать культуру учебной деятельности -- дисциплинированность собранность и аккуратность при работе с компьютером.

Тип урока:  урок получение новых знаний.

Оборудование:  компьютеры, Windows 98, Презентация Power Point

План

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы:
    1. Природные условия Древней Греции.

2. Остров Крит.

3. Микены.

4. Исторические источники.

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание:

     Прочитать и пересказать параграф 23.

Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

v Творческие задания:

1)    Подготовить рассказ о споре между Афиной и Посейдоном о покровительстве над Афинами.

2)    Найти и рассказать, что означают выражения «спартанское воспитание», «лаконичная речь».

Ход урока.

 2.Актуализация знаний. На прошлом уроке мы повторили с вами достаточно большой объём из истории Древнего Востока. Сегодня приступаем к изучению истории Древней Греции. Эта цивилизация моложе шумерской и египетской, но также интересна  и увлекательна. Более четырёх с половиной  тысяч лет тому назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Сегодня на уроке мы познакомимся:

  •  Слайд 1  - запись в тетради темы урока
  •  Слайд 2-сообщается цель урока.
  •  Слайд 3 – зачитывается план урока
  •  Слайд 4 –карта. Природа разделила страну греков на три части –Южную, Среднюю и Северную. Греция - скалистая страна, в ней мало плодородной земли. Древние греки выращивали много оливок и винограда, а хлебом себя обеспечить себя не могли. Зато Греция омывалась морями, какими? Назовите?
  •  Слайд 5 – Карта расселения древнегреческих племён в 3-2 вв до н.э. Греки стали замечательными мореплавателями древности. Они заселили острова Эгейского моря, которые находились неподалёку друг от друга .Самым большим был Крит. Найдите его на карте.
  •  Слайд 6 -  Слайд предназначен для конспектирования в тетрадь: самоназвание греков  эллины, моря, название древнейшего периода (крито-микенский).
  •  Слайд 7 - Слайд-паззл. При правильных ответах (Да, Нет) открывается изображение древнегреческих  монет 5-4 вв. до н.э. На них изображение мифического Лабиринта
  •  Слайд 8 - В нач. 20 в археологи начали раскопки на Крите и обнаружили древнюю столицу царства Миноса – Кносс. Огромный трёхэтажный дворец с бесчисленными залами, подземельями , коридорами, переходами и лестницами очень напоминал легендарный лабиринт. Представлена картина современного художника.
  •  Слайд 9 - План раскопа дворца. Здесь учащиеся вспоминают архитектора дворца и мифы связанные с ним (о Дедале и причинах его переезда на Крит, попытке побега вместе с сыном Икаром)- устные ответы учащихся.
  •  Слайд 10 – учащиеся рассказывают миф о тесе и Минотавре. Самостоятельно выясняют, что в нём сказочного и при помощи учителя и анимированной надписи – что правдоподобно? (зависимость материковой Греции от Крита).
  •  Слайд 11 и 12 - Слайд11 и 12- иллюстрация Кносского дворца. В тетрадь записывается новое слово – фрески.
  •  Слайд 13 - Причины гибели цивилизации Крита. Прочитать вслух и при достаточном запасе времени можно обсудить с учащимися противоречат ли эти причины друг другу.
  •  Слайд 14 - Ахейская цивилизация представлена Микенами. Располагалась Ахейя в Южной Греции, на полуострове Пелопоннес. Отделялась от Средней Коринфским перешейком. Раскопаны дворец, гробницы. Найдены много золотых вещей, глиняные таблички с приспособленным критским, (но расшифрованным), письмом. Самая значительная находка – Львиные  ворота. На слайде представлена карта Южной Греции Пелопоннеса, выделено местонахождение Микен.
  •  Слайд 15 – иллюстрация Львиных ворот. Длина верхнего камня 5 м, толщина 1 м. высота ворот сейчас – 8м. Головы львов не сохранились, были из металла- меди или бронзы. Железа ещё не знали. Вопрос классу: о чём говорит нам наличие таких мощных стен и ворот?
  •  Слайд 16 – по тексту учащиеся должны определить занятия гончарным, ювелирным, кожевенным ремеслом. Использование рабского труда. Почему  больше в списках рабынь нежели рабов-мужчин? Помочь учащимся сделать вывод о стремлении ахейцев к расширению своей сферы влияния. Учащиеся должны вспомнить сюжет «Илиады», мифологический повод для войны, действующих лиц. После просмотра видеосюжета сделать вывод о причинах гибели Трои.
  •  Слайд 17 - Для закрепления: объяснить смысл «крылатых слов» и соответствия им иллюстрации.
  •  Слайд 18 – учащимся сообщается, что Троянская война вероятно последний поход микенцев. Приблизительно в 12 в .до н.э. происходит гибель Ахейской культуры. Прочитать о вероятных причинах, выписать в тетрадь даты «тёмных веков истории греков»
  •  Слайд 19 – учащиеся рассматривают изображения Гомера и Генриха Шлимана. Учитель сообщает дополнительные сведения об этих людях. Учащиеся формулируют вывод, о значении деятельности  поэта Гомера и археолога-любителя Шлимана.

3.Закрепление

  •  Слайд 20 -62 – учащимся предлагается выполнить тестирование для закрепления изученного материала небольшое тестирование по двум вариантам на оценку. Оценка выставляется в журнал. Настройка слайдов позволяет выполнить оба варианта.

4.Домашнее задание:

  •  Слайд 63 – представлен следующий текст:
  1. Прочитать и пересказать параграф 23.

Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

v Творческие задания (по желанию и на отдельную оценку):

1)    Подготовить рассказ о споре между Афиной и Посейдоном о покровительстве над Афинами.

2)    Найти и рассказать, что означают выражения «спартанское воспитание», «лаконичная речь»

 

Приложения: