Урок "Предлог как часть речи"

Шумакова Е.Д., учитель русского языка и литературы21 Октября, 2011 09:04

Тема урока: Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги.

 Цели:

-       познакомить с предлогом как частью речи; учить находить и использовать предлоги в устной  и письменной речи;

-       формировать умение правильно употреблять падежные формы

-       в зависимости от предлога;

-       прививать стремление к овладению правильной речью.

 Оборудование: компьютеры, презентация  к уроку.

 Ход урока.

 I. Вступление к уроку. (Слайд 1)

Слово учителя:    

Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте его цель. (Слайд 2 – после ответов уч-ся щёлкнуть по заголовку, чтобы появилась цель урока )

 Цель: * познакомиться с..... ;

* учиться находить и  ...  предлоги …         речи.

(Познакомиться с предлогом как частью речи.

 Учиться находить и использовать предлоги в устной и письменной речи.)

 II.Изучение нового материала. Упражнения для закрепления.

 1)    Определение предлога как части речи.

Слово учителя: Послушайте сообщение о предлоге. На основании услышанного и полученных ранее знаний вы должны сформулировать понятие о предлоге как о части речи.

Предлог в качестве названия части речи встречался еще в древнерусском языке. Как и в современном языке, он выражал зависимость одних слов (имен существительных, числительных, местоимений) от других слов в словосочетании и предложении. В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов. Предлог — это служебная часть речи, которая по частоте употребления стоит после существительного, глагола и местоимения, т. е. на четвертом месте.

v А теперь скажите, что такое предлог.

    (Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.)

(Слайд 3)

2)    Разряды предлогов.    

Учитель: Предлоги во время их использования и сотрудничества с именами существительными выражают различные отношения.  В зависимости от этого они делятся на разряды.

v Рассмотрите таблицу. Сделайте необходимые записи в справочную тетрадь.

(Слайд 4)

v Заполните вторую часть таблицы.

(Для проверки правильного заполнения щёлкните по заданию слайда)

 3)    Употребление предлогов с падежами.

(Слайд 5)

Предлоги сочетаются с определённым падежом (одним, двумя и даже тремя). При именительном падеже предлоги никогда не употребляются.

Предложный падеж никогда не употребляется без предлога.

v Выполните задания.

1. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже,

Вместо точек вставьте нужный предлог: на, в(во),под, через, из-под, из.

                        Надежда … (встреча), лестница … (вышка),материал … (костюм), комната … (один человек), бумага … (клетка), мороз … (двадцать градусов), зеркало … (вся стена), мебель … (красное дерево), банка … (варенье), мост …(речка).

2. Выпишите словосочетания  «глаг. + сущ.», образованные с помощью

Предлогов, задайте вопрос, определите падеж.

                    В старой Москве часть улиц кольцами окружала Кремль, а другие сходились к Кремлю. Эти улицы переходили в главные дороги государства. С тех пор год за годом Москва благоустраивается и растёт.

(Слайд 6)

v Сделайте необходимую запись в справочную тетрадь.

 4)    Производные и непроизводные предлоги.

(Слайд 7)

v Рассмотрите таблицу на слайде и подготовьте ответ  на вопрос:

Чем отличаются непроизводные и производные предлоги?

Непроизводные

предлоги

(возникли давно, существуют с давних времён в языке)

Производны предлоги

( образовались в более  поздние времена от самостоятельных частей речи)

 

от сущ-ных

из деепричастий

из наречий

 (Слайд 8)

v Познакомьтесь с опорной карточкой определения предлогов в речи и разграничения непроизводных и производных предлогов.

Задайте вопросы, если они у вас возникли.

Если вопросов нет, приступайте  к выполнению следующих  заданий.

(Слайд 9 – выбрать задания индивидуально)

1.Выпишите словосочетания (помните, что предлог + слово словосочетанием не являются) с производными предлогами:

1)Всю информацию насчёт подписки мне сообщили в отделении связи. 2)Вместо ожидаемой благодарности он получил выговор от начальства. 3)Несмотря на досадное положение, футболисты не отчаялись и блестяще подготовились к следующему матчу. 4)Ввиду предстоящей встречи глав государств полиция приняла  меры безопасности. 5)Навстречу Штирлицу бежал Мюллер.6)Артур не писал родителям в течение года. 7)Неожиданно вслед за изнурительной  жарой установилась дождливая погода.

 2.Распределите словосочетания в четыре группы:

с производными предлогами; с существительными; с наречиями; с глагольными формами.

Идти в течение часа; препятствия в течении реки; ждать в продолжение недели;

прочитать в продолжении романа; говорить насчёт брата; на счёт в банке; пройти мимо дома; стоять около дерева; стоять около и молчать; победить, несмотря на трудности; идти, не смотря по сторонам.

5)    Простые, составные и сложные предлоги.

(Слайд 10)

Объясните, каким образом происходит деление предлогов на простые, сложные и составные.

Составьте предложение с составным предлогом.

Сделайте морфологический разбор этого предлога.

   (Проверку выполненного произвести щелчками по названиям предлогов в таблице и по словам «морфологический разбор».

III. Итог урока и домашнее задание.

Приложения:

Урок "Предлог как часть речи"