Урок "Обособление второстепенных членов предложения. Функционирование их в речи", 8 класс

Радюкова Н. Ф., учитель русского языка и русской литературы24 Сентября, 2011 14:15

  Урок русского языка в 8 классе

                 Учитель: Радюкова Н.Ф.

Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Функционирование их в речи.

Цель: Обобщить сведения об обособлении второстепенных членов предложения. Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложении с обособленными членами, осложненными дополнительными пунктограммами. Связать изучение синтаксиса и функциональной стилистики.

            Тип урока: Урок – обобщение в сочетании с изучением нового   материала

            Вид урока: Комбинированный

            Оборудование: интерактивная доска

Ход урока:

  1. Мобилизующий элемент:

На доске запись

            За весной, красой природы, лето знойное придет. Восток, денницей озаренный, сиял. Тоскуя, плакала Земфира. Там люди, в кучах за оградой, не дышат утренней прохладой…

1. Учитель:

*Из какого произведения взяты предложения? Кто автор?

*Что в пунктуационном оформлении объединяет эти предложения?

*Какие члены предложения обособлены?

*Следовательно, о чем сегодня будет идти речь на уроке? Сформулируйте тему.

                        Эпиграф

Лишь раскрывая язык в процессе речевой

деятельности, мы способны вскрыть реальный

механизм общественного функционирования

языка.

                                   А.А.Леонтьев.

            Какова основная мысль лингвиста?

2. Чтение учеником стихотворения И. Бродского:

Припадаю к народу

Припадаю к великой реке.

Пью великую речь.

Растворяюсь в её языке.

Припадаю к реке,

Бесконечно текущей вдоль глаз

Сквозь века, прямо в нас,

Мимо нас, дальше нас..

Учитель о цели урока.

3. Учитель об этапах урока

¤ Обособление второстепенных членов предложения и наблюдение за их стилистическими возможностями.

¤ Задачи на выбор обособленных членов, уместных в данном случае.

¤ Редактирование предложений с обособленными членами, содержащих ошибки.

¤ Творческое задание, ориентирующее на выбор обособленных членов с учетом поставленной задачи.

4. На интер. доске запись : вставьте пропущенные знаки препинания:          

                                   Виноград

                        Не стану я жалеть о розах

                        Увядших с легкою весной

                        Мне мил и виноград на лозах

                        В кистях созревший под горой

                        Краса моей долины злачной

                        Отрада осени златой

                        Продолговатый и прозрачный

                        Как персты девы молодой.

                                                           А.С.Пушкин.

5. Опрос всего правила ( все случаи обособления определения, приложения, обстоятель-ства, уточняющих членов предложения).

Учитель: Какую роль в тексте играют обособленные члены? (мысленно опустите их)

            (приложение   – дополнительная информация

            обстоятельство– дополнительная информация

            определение  – дополнительная информация

    Учитель: делает речь выразительной, богатой, в стилистическом отношении разнообразной.

6. Ученик: писатель Григорович вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» одобрил Достоевский, но один эпизод ему не понравился, он пишет «У меня было написа-но : когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то , не то, - раздраженно заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал  к ногам…Надо было сказать : пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это – помню хорошо – было для меня це-лым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живопис-нее, дорисовывает движение.

7. Учитель: велика роль обособленных членов предложения и в стилистическом оформлении текста, когда мы учитываем, выбирая языковые средства, уместность их употребления.

Вопрос: Какие вы знаете функциональные стили языка?

8. Задание  (раздаточный материал)

* Какой вариант предпочтете?   ( выбор обособленных членов предложений, умест-ный в  данном случае,   2 этап)

         - выбрать вариант, соответствующий худ. стилю текста Пушкина. Объяснить предпочтение. Расставить знаки препинания, дать им обоснование. (комментиро-ванное  письмо )  Часть задания - устно

             Задание для общей работы.

    В эту минуту вошел урядник ( молодой и статный казак/ незрелого возраста и пропорционального сложения казак). (Несмотря на заранее полученные сведения несмотря на предсказания) башкирцы не возмущались. По крепости бегали разбойники (грабя офицерские дома / отнимая силой имущество в домах служащих командного соста-ва). Я вошел в избу или ( дворец/ великолепное большое здание). У ворот его стояла кибитка (соединенная упряжью с тройкой татарских лошадей/ запряженная тройкой татарских лошадей). Не приведи бог видеть русский бунт (неразумный и непримиримый/ бессмысленный и беспощадный). Я отвечал с негодованием, что я  как( офицер и дворянин/ лицо командного состава и представитель привилегированного, господствую-щего класса) ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него при-нять не мог. Я лежал на кровати (в чистой половине чужой крестьянской избы/ в незнакомой горнице). Он оглядывался как ( зверок, пойманный детьми / дикий живой организм). (Пораженная видом окровавленной головы Юлая, оглушенная залпом / находящаяся под сильным воздействием чувств от вида окровавленной головы Юлая, лишенная ясности слуха) она казалась без памяти. Я оглянулся и увидел Савельича ( быст-ро спускающегося ко мне с возвышенности по узкой дорожке сбегающего ко мне по горной тропинке).      Вывод

9. Учитель: от правильной постановки знаков препинания часто зависит смысл предложения.

            (Интер. доска) Задание поставьте дважды знаки препинания, получив в предложении разное количество людей.(Родители Савельич Маша Миронова невеста Гринева очень переживали после его ареста)

Ответ:     Родители, Савельич, Маша Миронова – невеста Гринева– очень пе-

            реживали после его ареста. Родители, Савельич, Маша Миронова,  невеста

            Гринева очень переживали после его ареста.

 Как этому способствует пунктуация?. Какой вариант правильный?              Лингвистические задачи (интер. доска)

1. Что выделено запятыми?

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывать.

2. Оправдайте использование тире:

Любитель природы, охотник, рыболов, грибник – дедушка летом жил в деревне.

3. Как обособление влияет на смысл? (интер. доска)

            Медвежата согрелись и уснули, а проснувшись, к обеду стали знакомиться с домом. Медвежата согрелись и уснули, а согревшись к обеду, стали знакомиться с домом.

4. Почему одно и то же слово в одном случае обособляется, а в другом нет?

            Счастливый, я ложился спать и ещё более счастливый просыпался?

10. Резерв (интер. доска) Объясните уже расставленные знаки препинания:

Тонкие, копьеносные, там, в просторном небе, они (лучи) потоками расходились, приближаясь к земле, и, ложась на дальние, простертые над горизонтом грядинки

бурой степи, красили ее, диковинно и радостно молодили. (Шолохов)

11. Дать инд. задания №1,2

12. Учитель : Исправьте текст, отредактируйте предложения из школьных сочинений .     Объяснить знаки препинания (запись)          ( 3 этап)Письменно

 1. Путь Гринева лежал мимо Бердской слободы – пристанище Пугачева. 2.Гринев, более отважнее и честнее Швабрина, остался верным присяге. 3.Чиновники, видев проявление дерзости с его стороны, подняли ропот. 4.Смело глядя на Пугачева, у него был готов ему ответ. 5.Лошадь Савельича не успевала за Гриневым, долгоногим и быстрым. 6.Гринев бросился на помощь Савельичу и не обращая внимание на смертельную опасность. 7.Многие солдаты, защищавшие крепость и которые рисковали жизнью, погибли во время ее штурма. 8.Гринев застал во дворце всю его шайку, кроме Пугачева.

13. Проверить  индивидуальное задание №1:

Трансформировать текст, заменив предложения с обособленными членами на другие, соответствующие по стилю. Дать объяснение необходимости этой трансформации

Текст для инд работы : Утром я, ускоренными темпами обеспечив восстановление надлежащего порядка на жилой площади, приступила к ра-

боте в подсобном помещении, предназначенном для приготовления и принятия пищи. В последующий период, организовав посещение торговой

точки, находящейся поблизости, приобрела продовольственные товары.

Ответ: Утром я , быстро убрав комнаты, приступила к уборке кухни. За-тем, сходив в ближний магазин, купила продукты.

 

14. Резерв. (интер. доска).  Редактировать следует и пунктуацию. Выпишите те цифры, которые соответствуют правильно поставленным запятым.

Постройте схемы обособленных членов предложения.

     Несмотря на морозы,1 на реке,2    еще  встречаются,3 цветущие лилии,4 а маленькие,5 белые цветочки,6 похожие на землянику,7 на воде лежат целыми полянами, 8 как белые скатерти.

Ответ:     1,4,6,7,8                     (по М.Пришвину).

Класс во время построения схем объясняет др. запятые   

15. Прослушать инд. задание, полученное на дом:

   Составить текст «Гроза» в худ., научн. стилях( по 3,4 предл.), используя в качестве обособленных членов конструкции: постепенно усиливающийся освещая небо заключающееся в разрядах переходящий в раскаты сопровождаясь осадками порывы ветра, доходящие до шквала обнимающие весь небосклон массы, холодные, движущиеся на более теплую подстилающую поверхность освещая страшно-мрачный горизонт наполняя огненным светом картина, величественная и устрашающая молния, рисующая портрет тучи, черные, зловещие в степи, у самого горизонта обильные, больше месячной нормы, осадки.

16. Просмотр слайда. Какие из них могут быть иллюстрацией к описаниям грозы в двух стилях?

17. Домашнее задание: составить текст «Степь» в художественном или разговорном стиле, используя обособленные члены предложения.

Приложения: