Игра "Школьная галактика"

Столярова М. А., учитель русского языка и литературы6 Апреля, 2011 14:02

 

Оборудование: Стенд с иллюстрациями цветов, логические задачи, таблички с графическим изображением морфем.

Ход игры

Ведущий:

Я люблю свой родной язык!
      Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он, как русский народ, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За «круглым столом»

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий: Дорогие друзья! Я не случайно начала нашу встречу со стихотворения Яшина «Русский язык». Совершенное знание родного языка – трудное дело. Вы уже привыкли решать задачи по математике и знаете, как радостно получать верный ответ, который не так-то легко давался. А в сегодняшней игре «Школьная галактика» - задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение их не всегда просто найти, как при операциях с цифрами.

Условия игры:

1 тур – отборочный – играют все присутствующие в зале. По итогам тура остаются лишь 15-20 человек. 2 тур – блицтурнир – остаются 4 человека. 3 тур – сложные вопросы – остаются 2 человека. 4 тур – ораторский – из 2 остается один игрок – победитель.

Жюри (представление).

Игра со зрителями.

Ведущий: Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. Я верю, что на нашем школьном небосводе появится новая звезда – знаток русского языка. От всей души желаю успехов в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами РУССКИЙ ЯЗЫК!

1 тур – отборочный.

Играют в 1 туре все участники: однако не торопитесь бежать за соседом, гораздо интереснее подумать самому. Согласитесь, приятно убедиться, что сам нашел правильное решение, а не слизал готовый ответ.

Ответ «ДА» - правая сторона; ответ «НЕТ» - левая сторона.

  1. Верно ли, что в слове подорожник приставка подо- (нет).
  2. Возможно ли, чтобы сорока летела, а собака на хвосте сидела (да – на своем хвосте).
  3. Верно ли, что в слове сшить 3 звука (да).
  4. Правильно говорить: у рыб нет зуб (нет – у рыб нет зубов).
  5. Верно ли, что выражение «от А до Я» означает «Ничего не знать» (нет - «все на свете, от начала до конца»).
  6. В предложении «Звонят во все колокола» нет ни одного звука О (да).
  7. Верно ли, что зодчий – это учитель (нет, строитель, архитектор).
  8. Верно ли, что правильно говорить: обеими руками, обоими государствами (да).
  9. В данном четверостишии речь идет об имени существительном (нет, прилагательное):
    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.
  10. Верно ли, что эксклюзивный – важный (нет, исключительный).
  11. Верно ли, что в этих словах нулевое окончание: какао, зря, зевая, зная (нет).
  12. Верно ли, что любое слово, обозначающее действие, обозначает глагол (нет, бег, ходьба).

2 тур – блицтурнир

Играют 15 – 20 человек, оставшихся после отборочного тура.

Ответ «ДА» - правая сторона; ответ «НЕТ» - левая сторона.

  1. Верно ли, что написания с приставкой бес- и с- подчиняются одному правилу (нет).
  2. Верно ли, что выражение «Бывайте здоровы» может обидеть друга? (да – бывайте – глагол несовершенного вида и обозначает прерывистое действие; надо – будьте здоровы (сов. в.) – цельное, законченное действие).
  3. Верно ли, что в слове вынуть нет корня (да).
  4. НОУ-ХАУ – технические знания, опыт (да).
  5. Верно ли выражение: «он стоит и лягзает глазами» (нет сверкает или лязгает зубами).
  6. Верно ли, что в слове газопровод приставка стоит после корня (да).
  7. Верно ли, что прилагательное живой имеет степени сравнения (нет).
  8. Если бы в русском языке существовало слово кечь, можно было бы отнести его к существительному (да, печь).
  9. Верно ли, что некоторые существительные могут иметь окончания прилагательных (да, насекомое).
  10. Верно ли, что третьим лишним является слово невольник: недруг, неприятель, невольник (да).

3 тур – сложные вопросы

Играют 5 участников, ответивших правильно на вопросы  блицтурнира. Игра состоит из трех заданий.

1 задание «Поэтическая клумба».
Каждый участник получает четверостишие, в котором пропущенное слово – цветок. Участнику необходимо вставить правильное название цветка и найти изображение этого цветка на «клумбе» (стенде).

  1. В легкой капельке, свежей и чистой,
    Отразился сверкающий день,
    И в саду каждой веткой тяжелой
    Торжествующе пахнет … (сирень).
  2. Чудесный гость далекого Ирана,
    Любимец опаленных солнцем стран,
    В садах Хафиза огненный …(тюльпан)
    Раскрыл, как чашку, венчик свой багряный.
  3. Под солнцем горячего юга,
    Забыв про снега и мороз,
    На стеблях, что гнутся упруго,
    Ощетинились заросли …(роз).

2 задание  «Решение логических задач»
Каждый участник получает логическую задачу и находит свой ответ.

1. Смекалка против Змея Горыныча

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые...

Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей - брата и сестру - и посадил в темницу - подрастут мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное - аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

- Выпущу я вас на волю, - сказал он, - если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести - без посуды! Делать нечего - согласились дети. Где ручей подземный с живой водой - известно. Да как условие Змея выполнить?

2. Голодовка пополам с бессонницей

Жил был один хитрый мужик. Сколько раз он спорил с друзьями - и всегда выигрывал. Поспорил раз мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью - спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть недолго. Как выиграть спор?

3. Разъяренный Джинн

Выкопал как-то крестьянин на своем поле кувшин. Тут же открыл его - думал золотые монеты найти... Но из кувшина выскочил разъяренный Джинн.

- Тысячу лет я молил бога, чтобы кто-нибудь выпустил меня на волю, - кричал он, потрясая кулаками. - Я обещал спасителю горы золота и бриллиантов... Но никто не внял моим просьбам! Тогда я решил расправиться с тем, кто нарушит мой покой. Прошла еще тысяча лет - и вот тебе вздумалось добывать клады в собственном огороде!!! Прощайся с жизнью, несчастный!

Но крестьянин был не робкого десятка...

- Будь по-твоему, Джинн. Но выполни мою последнюю просьбу. «Говори, - неохотно согласился Джинн, - Выполню. Но имей в виду - тебя не отпущу, себе никакого вреда не причиню и обратно в кувшин не полезу. Я ведь тоже сказки читал - меня не проведешь».

Крестьянин высказал свою просьбу и остался в живых. Что именно он попросил?

4. Непослушный узел

Старый Ученый Кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы он испытал, а сколько склянок перебил - не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная - мышам не прогрызть. Пытался Кот развязать мешок - все напрасно. Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти. Что делать Ученому Коту?

4 тур – ораторский.

Играют 2 участника, которые должны составить связный ответ на вопрос.
Бытует мнение, что русский язык – это тот предмет, который можно изучать факультативно, не отводить часы школьной программы. Как вы считаете, правомерна ли эта точка зрения?

Игра со зрителями

1. Словообразовательная матрешка

Приглашаются 8 мальчиков и 8 девочек. Кто быстрее соберет словообразовательную матрешку. (У детей в руках листы с изображением морфем)
Слова: предосторожность, заболачивать, роман-газета, недомогание, премьер-министр, бессменно, предполагать, перечеркивая, превозносящий.

2. Детективная история

     Однажды детектив шел по длинному гостиничному коридору. Внезапно он услышал, как  какая-то женщина крикнула: «Прошу тебя, Джон, не убивай меня!» Потом раздался выстрел. Детектив ворвался в комнату, из которой донесся этот звук. В одном углу лежала убитая женщина, посреди комнаты валялся пистолет, из которого ее застрелили. В другом углу комнаты стояли почтальон, адвокат и бухгалтер. Детектив взглянул на них и, подойдя к почтальону, схватил его со словами: «Я арестую Вас за убийство». На самом деле эту женщину убил почтальон, но как узнал детектив? Он никогда не видел этих людей.

Жюри подводит итоги ораторского конкурса.
Награждение победителя игры «Школьная галактика».

Ведущий: - Игра «Школьная галактика» подошла к концу, но сколько еще неизвестного и
занимательного впереди.  Сознательное изучение грамматики немыслимо без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству, могучей действенной силе и выразительности.  Я призываю вас к изучению родной речи – делу великому.