Доклад "Значение занятий по ПДД"

Гибнер А. А., преподавать ППД9 Ноября, 2011 12:00

В каком возрасте человек начинает изучать правила дорожного движения? Наверное, уже тогда, когда он передвигается по дорогам города или села в детской коляске, «управляемой» заботливыми родителями. Именно тогда он видит или чувствует,  как его папа нервно маневрирует среди машин, перебегая дорогу  в двадцати метрах от пешеходного перехода, или мама увлеченно разговаривает с подругой, остановившись посреди тротуара и мешая остальным пешеходам.

Откуда на наших улицах столько беспечных людей? Среди них есть и водители, и пешеходы. В чем причина безответственного поведения человека на дороге? Почему человек, зная, что дорога - зона повышенного риска для  детей и взрослых,  все равно, ради экономии нескольких секунд, рискует не только своим здоровьем и жизнью, но и жизнью других участников дорожного движения?

А статистика с упорством  год от года констатирует, что количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях  не уменьшается.

Психологи не зря говорят, что все мы – родом из детства. И правда, детство – это та пора в жизни человека, когда он узнает и усваивает большое количество информации, прежде всего, той, которая помогает ему жить. В этом процессе неоспоримо главную роль играет семья, а впоследствии -  школа и педагоги. Школа в силу ее значимости и степени влияния на формирование личности ребенка выступает одним из основных воспитательных институтов, цель которого - не только вложить в головы подрастающего поколения определенное количество знаний и умений, но и привить положительные черты характера, к коим относится и ответственность.

Обучение детей Правилам дорожного движения - одна из главных задач, стоящих перед школой  и, наверное, более значимая, чем обучение физике или географии. Ибо знание правил дорожного движения и неукоснительное их исполнение - одно из условий сохранения здоровья и жизни человека.

Задолго до того, как  ребенок пойдет в школу, он должен знать обо всех опасностях, которые его подстерегают на дороге.  Поэтому первые и самые необходимые знания о дороге должны малышу дать родители. Используя любую возможность, они должны объяснять детям правила дорожного движения и, самое главное, собственным примером  показывать исполнение этих правил. Чем раньше ребенок узнает о важности правильного  поведения на улице и дороге, тем выше будет уровень его безопасности.

Именно  родители должны  играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах представлением о  модели мира, в котором он живет. И если родители всегда поступают так, а не иначе, то и ребенку становится понятно, как надо поступать, чтобы соответствовать нормам и правилам общества. 

Далее обучение детей продолжат работники детского сада. В программу детского сада включены разнообразные занятия, в ходе которых ребенок узнает о ПДД и учится их соблюдать. Такие уроки зачастую проходят в форме логических игр и разнятся в зависимости от выбранной педагогами методики преподавания. Подача правил в игровой форме оказывается достаточно эффективной и оптимальной для усвоения, так как именно в игре и через игру дети младшего возраста познают мир и его законы.

В последнее время все участники учебного процесса: учителя,  ученики и  родители - жалуются на большую нагрузку, которая выпадает на долю учеников средней школы. Программа обучения крайне насыщена разнообразными предметами и дисциплинами, а расписание уроков не ограничивается двумя учебными часами в день. Но, в любом случае, такой жизненно важной дисциплине, как Правила дорожного движения, необходимо уделять  повышенное внимание.

Сегодня правила дорожного движения в школе изучаются, в лучшем случае, факультативно. С одной стороны, факультативность не предполагает наличие четкой проверки усвоенного материла, в данном случае - знание правил и умение их применять, а с другой стороны - формирует у учеников несерьезное отношение к ПДД как к школьной дисциплине. Вот и получается, что там, где нет строгого «спроса» за полученные знания, нет порой и самих этих знаний, а следовательно, вырастает риск того, что на дороге ребенок не сможет сориентироваться, и тогда может произойти страшное. Исходя из этого, можно утверждать, что перед учителями, взявшими на себя ответственность изучать с детьми правила дорожного движения, стоит сложная задача – изменить отношение к самому предмету учеников, коллег по школе и родителей. Необходимо заинтересовать ребенка процессом изучения Правил дорожного движения, сделать обучение  увлекательным и полезным.

Но главное, взрослые должны осознавать всю меру ответственности за жизнь и благополучие своих детей и не допускать ситуации, когда малолетний ребенок, к примеру, выходит на улицу без сопровождения взрослых. Ведь никто не может гарантировать, что такая «закалка» характера, мол, «он взрослый уже», не обернется трагедией.  Мы должны быть уверены, что наши повзрослевшие дети ответственно будут относиться к своему поведению на дороге и не допустят ошибку, которая будет стоить им жизни.